Корзина пуста.
Войти

Verisimilitude as the aspect of text perception

Ю.А. Богатикова
$2.50

УДК 82(09)-3

https://doi.org/10.20339/PhS.2-23.054           

 

Богатикова Юлия Александровна,

кандидат филологических наук, доцент

кафедры иностранных языков и

коммуникативных технологий

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

ORCID: 0000-0003-2443-3962

e-mail: bogatikova@gmail.com

 

Актуальность работы обусловлена нарастающим количеством неоднозначных с точки зрения «правда — вымысел» текстов в современном медиапространстве. Представлен анализ способов организации фикциональных и нефикциональных текстов, создания эффекта правдоподобия. При анализе понятия «правдоподобие» показан его относительный характер, а также способы его достижения с помощью приемов различных функциональных стилей в псевдодокументальных текстах с точки зрения рецептивного подхода в литературоведении. Теоретические положения доклада основаны на трудах Ж. Женетта, Ц. Тодорова и др. и приведены в виде сводной таблицы. На примерах из текстов с помощью компонентного анализа показано, как стилистические элементы документальных жанров используются в художественном, научно-популярном, медиатекстах для создания эффекта правдоподобия. Приемы создания биографии применены Дианой Сеттерфилд для конструирования художественного пространства романа «Тринадцатая сказка». В романе Ф. О’Брайена «Третий полицейский» использован прием псевдонаучного комментирования для создания эффекта правдоподобия в мистическом двоемирии текста. Литературоведческий инструментарий становится предметом художественного переосмысления в произведениях Э. Батуман. С другой стороны, «Блейк» П. Акройда представлен читателю как верифицируемый научно-популярный текст, где доминирует информативная функция языка, а обсуждаемые приемы выступают в своей прямой роли. Отмечено, что читательское восприятие текста во многом зависит от авторских установок на эстетическое или информативное функционирование языкового инструментария в создаваемом тексте, что выражено в его композиции и структурной организации.

Ключевые слова: правдоподобие, псевдодокументальность, документально-художественная литература, Элиф Батуман, Диана Сеттерфилд, Флэнн О’Брайен, Питер Акройд.

 

Литература

  1. Асратян З.Д. Эстетическая информация художественного текста и ее концептуализирующая роль // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskaya-informatsiya-hudozhestv... (05.02.2022).
  2. Махов А.Е. Категория правдоподобия в литературной теории французского классицизма // Studia Litterarum. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-pravdopodobiya-v-literaturn... (05.02.2022).
  3. Золотухина-Аболина Е.В. Проблема вымысла: между фантазией и реальностью // Epistemology & Philosophy of Science. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vymysla-mezhdu-fantaziey-i-re... (05.02.2022).
  4. Клейменова В.Я. Фикциональность и вымысел в тексте // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiktsionalnost-i-vymysel-v-tekste (05.02.2022).
  5. Огурцов А.П. Альтернатива истине: смысл или правдоподобие? // Epistemology & Philosophy of Science. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativa-istine-smysl-ili-pravdopod... (05.02.2022).
  6. Богатикова Ю.А. Гипертекст как параметр градуальной шкалы «документальность / художественность» в творчестве П. Акройда // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 41–45.
  7. Женетт Ж. Вымысел и слог // Фигуры: в 2 т. / Ж. Женетт. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.
  8. Панченко Н.Н. Концепт «правдоподобие» в художественном и бытовом дискурсах // Вестник ВолГУ. Сер. 2: Языкознание. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-pravdopodobie-v-hudozhestvenn... (05.02.2022).
  9. Балакова А.В. Критерий правдоподобия в понимании Т. Раймера // Вестник ВятГУ. 2007. № 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriteriy-pravdopodobiya-v-ponimanii-t-... (05.02.2022).
  10. Пахсарьян Н.Т. Понятие «правдоподобие» во французской поэтике // Литературоведческий журнал. 2008. № 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pravdopodobie-vo-frantsuzskoy... (05.02.2022).
  11. Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007. 520 с.
  12. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против»: сб. ст. М.: Прогресс, 1975. С. 37–113.
  13. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001. 656 с.
  14. Подорога В.А. Мимесис: материалы по аналитической антропологии литературы. М.: Логос, 2006. 685 с.
  15. Степаненко С.Б. Истина в словесном творении: к вопросу о герменевтико-феноменологическом понятии литературы // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 291. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istina-v-slovesnom-tvorenii-k-voprosu-... (05.02.2022).
  16. Setterfield D. The thirteenth tale. Atria Books, 2006. URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/334396-diane-setterfiel... (05.02.2022).
  17. O’Brian F. The third policeman. L.; N.Y.; Toronto; Sydney: Harper Perennial, 2007. 207 p.
  18. Batuman E. The posessed. Adventures with Russian books and the people who read them. Text Publishing Company, 2010. URL: https://www.rulit.me/books/the-possessed-adventures-with-russian-books-a... (05.02.2022).
  19. Batuman E. The Idiot. London: Penguin Press, 2017. 432 p.
  20. Ackroyd P. Blake: a biography. NewYork: Ballantine Books, 1997. 442 p.
  21. Акройд П. Уильям Блейк. СПб.: Крига, 2016. 456 с.