https://doi.org/10.20339/PhS.6-16.085
Беликова Наталья Сергеевна,
аспирант, филологический факультет,
кафедра истории русской литературы XX—XXI вв.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
E-mail: n.belikova@vm.ru
В работе рассматривается образ учителя в произведении О. Камаевой «Елка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы» (2012). Проанализированы: гуманистические идеалы учителя; аксиологическая сфера персонажа; концепты воспитания личности и ее самовоспитания. Установлено, что профессия учителя выявляет конфликт бытовой реальности и провозглашаемых педагогом идеалов; коммуникативное непонимание внутри института школы вызвано несоответствием тех ценностей, которые отстаивает учитель, и нравственной деградацией общества.
Ключевые слова: образ учителя, топоним «школа», Ольга Камаева, аксиология, концепт воспитания, взаимоотношения «учитель – ученик».
Литература
1. Мокрушина О. Топос постсоветской школы в русской литературе рубежа XX—XXI веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Пермь, 2014.
2. Камаева О. Елка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы. — Москва: АСТ, 2012. — 288 с.
3. Салов А., Уткин А. Миссия и образ учителя в отечественной педагогике первой трети XX века: монография (Серия: Историко-педагогическое знание. — Вып. 48) / Под ред. Г.Б. Корнетова. — М., 2012. — С. 9–73.
4. Каган М. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. — М., 2006. — [URL]: http://philosophy.ru/library/baud/zlo.html (дата обращения: 14.01.2015).