Корзина пуста.
Войти

Archetypical place and the role of the epic “Manas” in the Altai civilization

Ж.К. Бакашова
80,00 ₽

УДК 398=512.154:82.1

https://doi.org/10.20339/PhS.3-23.100

 

Бакашова Жылдыз Кемеловна,

доктор филологических наук, профессор,

член-корреспондент НАН Кыргызской Республики,

директор Национального исторического музея Кыргызской Республики

 ORCID: 0000-0002-9031-2651

e-mail: j.k.bakashova@gmail.com

 

В работе раскрыто понятие «алтайская цивилизация» и определено место эпоса «Манас» в ней. Проанализированы сходные черты эпосов народов, составляющих алтай-тюркский мир: «Огуз наме», «Коркут-Ата», «Ураал Баатыр», «Ньургун Баатыр». Приведены аргументы в доказательство того, что эти эпосы имеют общие корни. Эпоха создания эпоса «Манас», его объем и художественно-эстетические качества, а главное, ключевая философия, призывающая родственные народы к единству и согласию, имеют большое интеграционное значение. С этой точки зрения эпос «Манас» стал архетипом не только фольклора Алтая — Ала-Тоо, но и в целом алтайской цивилизации.

Ключевые слова: Алтай — Ала-Тоо, цивилизация, орхон-енисейская письменность, фольклор, «Манас», «Коркут-Ата», «Ньургун Баатыр», эпос, метафора, Абрамзон, Куль-тегин, родственный, вариант, манасчы, Сагымбай, Жусуп Мамай, Центральная Азия.

 

Литература

  1. Тургуналиев Т. Древняя кыргызская кочевая цивилизация: (по эпосу «Манас»). Бишкек: Турар, 2016. 408 с.
  2. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-Пресс, 2003. 592 с.
  3. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб., 2012. 528 с.
  4. Бердибаев Р. Саркылсмас казына. Алматы: Мектеп, 1983. 248 с.
  5. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 480 с.
  6. Мамыров М.Ч. История формирования эпоса «Манас». Бишкек: Бийиктик, 2005. 272 с.
  7. Маргулан Э. Старинные песни и легенды: науч.-исслед. ст. Алматы: Жазушы, 1985. 368 с.
  8. «Манас»: героический эпос кыргызского народа. М.: Наука, 1988. 688 с.