УДК 821.161.1-2
https://doi.org/10.20339/PhS.2-23.115
Куркин Борис Александрович, |
доктор юридических наук, профессор
Тамбовский государственный технический университет;
член Союза писателей России
Проанализированы смыслы, заложенные в последней пьесе М.А. Булгакова «Батум». Рассмотрены источники, на которые опирался драматург при написании своей пьесы, и вопрос о необходимости строгого следования их букве и духу, что ставило писателя в предельно жесткие политические рамки. Отмечено, что осью пьесы является противопоставление образов Сталина и Николая II. При этом последний русский царь изображен в карикатурном и не соответствующем исторической правде виде. В изображении последнего русского царя писатель следовал советской драматургической традиции. Подчеркнуто также, что негативное, карикатурное решение образа Николая II неминуемо повлекло за собой и кощунственное отношение к русскому святому — преподобному Серафиму Саровскому, упомянутому в пьесе. Показано, что изображение Сталина содержит недвусмысленные намеки на парафраз евангельских сюжетов, что по сути является святотатством. Пьеса «Батум» определена в работе в качестве вполне закономерной неудачи в литературном наследии М.А. Булгакова.
Ключевые слова: Евангелие, Серафим Саровский, Николай II, Сталин, источники «Батума».