УДК 81`33
https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.032
Марусенко Михаил Александрович,
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры романской филологии
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: m.marusenko@spbu.ru
ORCID: 0000-0002-0441-7845
Марусенко Наталия Михайловна,
кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры русского языка как иностранного и
методики его преподавания
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: n.marusenko@spbu.ru
ORCID: 0000-0002-3347-1373
Авлова Татьяна Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры русского языка как иностранного и
методики его преподавания
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: t.avlova@spbu.ru
ORCID: 0000-0003-1790-9889
Гребенников Александр Олегович,
кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры структурной, прикладной и
математической лингвистики
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: a.grebennikov@spbu.ru
ORCID 0000-0003-2856-5049
Кусаль Кшиштоф Чеславович,
доктор филологических наук,
профессор кафедры русского языка
Гуманитарно-экономическая академия (г. Лодзь, Польша)
e-mail: christofor49@mail.ru
ORCID: 0000-0003-0409-5396
Мониторинг состояния и использования русского языка и других языков народов Российской Федерации является действенным исследовательским инструментарием в профессиональной деятельности многих государственных и образовательных институтов, поскольку в Конституции Российской Федерации указывается на необходимость защиты и сбережения государственного и национальных языков РФ, культурной самобытности всех граждан и этнических общностей РФ, постулируется гарантия сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Однако инструментарий мониторинга на сегодняшний день только проходит стадию формирования. В настоящей работе проанализированы понятие мониторинга, определения сущности его механизма, а также значимости его результатов для государственных и образовательных институтов. Дано авторское определение понятия «мониторинг состояния и использования русского языка». Выявлено актуальное наполнение инструментария с точки зрения его использования в целях реализации государственной языковой политики. На основе анализа результатов мониторинга составлена модель его проведения. В 2015 г. в перечне поручений Президента Российской Федерации было объявлено о необходимости непрерывного мониторинга состояния и развития языков народов РФ, что обусловлено недостаточностью изучения состояния русского языка и других языков народов РФ в определенный период. Мониторинг проводится с целью формирования государственной языковой политики, что предполагает проведение комплекса мероприятий в профессионально-педагогической и культурно-просветительской сферах. Ранее проведение мониторингов состояния и использования русского языка и языков народов РФ не рассматривалось как необходимое условие регулирования процессов, происходящих в педагогической и языковой сферах, следствием чего в настоящее время является отсутствие структур, которые бы занимались такого рода координацией. Целью мониторинга должна быть подготовка комплекса мер по совершенствованию языковой политики в части поддержки, сохранения и развития языков народов РФ, включая русский язык. Работа по разработке программы мониторинга и оптимальной организационной модели его проведения проводится группой исследователей Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Ключевые слова: мониторинг, модель проведения мониторинга, перепись населения, русский язык, языки народов Российской Федерации, трансгенерационная передача языков.
Литература
- Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. URL: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (05.06.2012).
- Марусенко М.А. «Новая» парадигма в мировой языковой политике // Форум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза»: сб. докладов. М., 2018. С. 171–178.
- Марусенко М.А. Языки и национальная идентичность: современные вызовы национальному единству и территориальной целостности. М.: Научно-политическая книга, 2015. 575 с.
- Отчет по исполнению государственного контракта № 08.Р27.11.0078. 2016.
- Научный отчет по государственному контракту № 03.S14.11.0048. 2019.
- Перечень поручений по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку от 4 июля 2015 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/by-date/04.07.2015 (17.05.2021).
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902948 (26.08.2021).
- Тематический комментарий № 3 «Языковые права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, предусмотренные в рамочной конвенции». 1995. URL: https://www.refworld.org.ru/type,COMMENTARY,,,54ef0af84,0.html (18.06.2021).
- Тишков В.А. Как делаются провокации (по поводу положения финно-угорских народов России) // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2005. № 59. URL: http://www.valerytishkov.ru (22.05.2021).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (18.06.2021).
- Calvet L.-J. La (socio)linguistique au filtre de l’inventaire des langues du monde: Et quelques considérations sur les rapports avec la sociologie // Langage et Société. 2007. Vol. 3, No. 21-122. Р. 259–273.
- Dorian N. Language death: the life cycle of a Scottish Gaelic dialect. Philadelphia: The University of Pennsylvania Press, 1981. 256 p.
- Duchêne A., Humbert P.N. Surveying languages: the art of governing speakers with numbers // International Journal of the Sociology of Language. 2018. No. 252. Р. 45–72.
- Grinevald C. Speakers and documentation of endangered languages // Language Documentation and Description. Vol. 1. London: SOAS, 2014. P. 52–72.
- L’inégalité des langues. URL: http://www.tlfq.ulaval.ca/ax/langues/1div_inegalite.htm (15.05.2021).
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-04-00294) и Министерства просвещения Российской Федерации (госконтракт № 03.S14.11.0048).