Корзина пуста.
Войти

Monitoring the condition and use of the Russian language and other languages of the peoples of the Russian Federation

М.А. Марусенко, Н.М. Марусенко, Т.Б. Авлова, А.О. Гребенников, К.Ч. Кусаль
80,00 ₽

УДК 81`33

https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.032 

 

Марусенко Михаил Александрович,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры романской филологии

Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: m.marusenko@spbu.ru

ORCID: 0000-0002-0441-7845

Марусенко Наталия Михайловна,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры русского языка как иностранного и

методики его преподавания

Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: n.marusenko@spbu.ru

ORCID: 0000-0002-3347-1373

Авлова Татьяна Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры русского языка как иностранного и

методики его преподавания

Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: t.avlova@spbu.ru

ORCID: 0000-0003-1790-9889

Гребенников Александр Олегович,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры структурной, прикладной и

математической лингвистики

Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: a.grebennikov@spbu.ru

ORCID 0000-0003-2856-5049

Кусаль Кшиштоф Чеславович,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка

Гуманитарно-экономическая академия (г. Лодзь, Польша)

e-mail: christofor49@mail.ru

ORCID: 0000-0003-0409-5396

 

Мониторинг состояния и использования русского языка и других языков народов Российской Федерации является действенным исследовательским инструментарием в профессиональной деятельности многих государственных и образовательных институтов, поскольку в Конституции Российской Федерации указывается на необходимость защиты и сбережения государственного и национальных языков РФ, культурной самобытности всех граждан и этнических общностей РФ, постулируется гарантия сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Однако инструментарий мониторинга на сегодняшний день только проходит стадию формирования. В настоящей работе проанализированы понятие мониторинга, определения сущности его механизма, а также значимости его результатов для государственных и образовательных институтов. Дано авторское определение понятия «мониторинг состояния и использования русского языка». Выявлено актуальное наполнение инструментария с точки зрения его использования в целях реализации государственной языковой политики. На основе анализа результатов мониторинга составлена модель его проведения. В 2015 г. в перечне поручений Президента Российской Федерации было объявлено о необходимости непрерывного мониторинга состояния и развития языков народов РФ, что обусловлено недостаточностью изучения состояния русского языка и других языков народов РФ в определенный период. Мониторинг проводится с целью формирования государственной языковой политики, что предполагает проведение комплекса мероприятий в профессионально-педагогической и культурно-просветительской сферах. Ранее проведение мониторингов состояния и использования русского языка и языков народов РФ не рассматривалось как необходимое условие регулирования процессов, происходящих в педагогической и языковой сферах, следствием чего в настоящее время является отсутствие структур, которые бы занимались такого рода координацией. Целью мониторинга должна быть подготовка комплекса мер по совершенствованию языковой политики в части поддержки, сохранения и развития языков народов РФ, включая русский язык. Работа по разработке программы мониторинга и оптимальной организационной модели его проведения проводится группой исследователей Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Ключевые слова: мониторинг, модель проведения мониторинга, перепись населения, русский язык, языки народов Российской Федерации, трансгенерационная передача языков.

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. URL: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (05.06.2012).
  2. Марусенко М.А. «Новая» парадигма в мировой языковой политике // Форум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза»: сб. докладов. М., 2018. С. 171–178.
  3. Марусенко М.А. Языки и национальная идентичность: современные вызовы национальному единству и территориальной целостности. М.: Научно-политическая книга, 2015. 575 с.
  4. Отчет по исполнению государственного контракта № 08.Р27.11.0078. 2016.
  5. Научный отчет по государственному контракту № 03.S14.11.0048. 2019.
  6. Перечень поручений по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку от 4 июля 2015 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/by-date/04.07.2015 (17.05.2021).
  7. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902948 (26.08.2021).
  8. Тематический комментарий № 3 «Языковые права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, предусмотренные в рамочной конвенции». 1995. URL: https://www.refworld.org.ru/type,COMMENTARY,,,54ef0af84,0.html (18.06.2021).
  9. Тишков В.А. Как делаются провокации (по поводу положения финно-угорских народов России) // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2005. № 59. URL: http://www.valerytishkov.ru (22.05.2021).
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (18.06.2021).
  11. Calvet L.-J. La (socio)linguistique au filtre de l’inventaire des langues du monde: Et quelques considérations sur les rapports avec la sociologie // Langage et Société. 2007. Vol. 3, No. 21-122. Р. 259–273.
  12. Dorian N. Language death: the life cycle of a Scottish Gaelic dialect. Philadelphia: The University of Pennsylvania Press, 1981. 256 p.
  13. Duchêne A., Humbert P.N. Surveying languages: the art of governing speakers with numbers // International Journal of the Sociology of Language. 2018. No. 252. Р. 45–72.
  14. Grinevald C. Speakers and documentation of endangered languages // Language Documentation and Description. Vol. 1. London: SOAS, 2014. P. 52–72.
  15. L’inégalité des langues. URL: http://www.tlfq.ulaval.ca/ax/langues/1div_inegalite.htm (15.05.2021).

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-04-00294) и Министерства просвещения Российской Федерации (госконтракт № 03.S14.11.0048).