Корзина пуста.
Войти

Sleep as a key concept of the cultural code: Sekhismundo and Oblomov

С.С. Хромов, С.В. Герасимова
$2.50

УДК 811.161.1`42:82-31

DOI  10.20339/PhS.6-23.049      

 

Хромов Сергей Сергеевич,

доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой русского языка и истории литературы

Московский политехнический университет

e-mail: chelovek653@mail.ru

Герасимова Светлана Валентиновна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина

e-mail: metanoik@gmail.com

 

В сакральном и профанном кодах культуры место сна различно. Развивая идеи Ю.М. Лотмана, назвавшего сон отцом семиотических процессов, исследователи указывают, что сакральная культура, стремясь преобразить повседневное бытие человека, предостерегает его от опасности подвергать сны семиозису. Повседневный сон с точки зрения сакральной культуры — лакуна в семиотической системе мира, к сообщению которого следует проявить глухоту, поскольку оно может нести деструктивные смыслы. Концепт «сон» рассмотрен на примере драмы «Жизнь есть сон» П. Кальдерона и романа «Обломов» И. Гончарова. Эти тексты соотнесены со «Сказанием о жизни Варлаама и Иоасафа» св. Иоанна Дамаскина и буддийскими взглядами на соотношение сна и бдения, т.к. они были переосмыслены в соответствии с христианским культурным кодом в творении св. Иоанна. Концепт «сон» соотнесен с концептами «любовь» и «личность». В работе дается определение личности как уникального мифологического кода, преломляясь через призму которого общие влияния мира и семиотической системы культуры преображаются в неповторимую сущность «я». В буддизме сну повседневной жизни противостоит пробуждение-нирвана, стирающее любовь и личность. В драме Кальдерона, преодолевая любовную страсть к Росауре, главный герой переходит от деструктивного страстного сна повседневности к полноте личного бытия, которое потенциально продолжает мыслиться как благодатный сон. Любовь к женщине остается за рамками сакрального пространства дворца-рая. Обломов уходит от деловой суеты профанного сна-жизни в экзистенциальный сон, являющийся профанным двойником состояния святости с его бесстрастием и стяжанием мирного духа, утрачивая любовь к Ольге, но сама ценность любви остается важной частью русского сакрального кода. Обломов реализует сакральный код русской культуры на языке мифологем. В отличие от буддизма христианский сакральный код включает в себя концепты «любовь» и «личность», противопоставляя их сну как метафоре жизненной суеты.

Ключевые слова: концепт, жизнь, сон, личность, любовь, логос, мифологема, семиотика культуры.

 

Литература

  1. Лотман Ю.М. Сон — семиотическое окно // Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 123–126.
  2. Максимов Г.В., диак. Православное отношение к сну и сновидениям. М.: Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. 32 с.
  3. Дамаскин Иоанн, прп. Сказание о жизни Варлаама и Иоасафа. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 304 с.
  4. Розен В.Р., Крачковский И.Ю. Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе, царевиче индийском. М.: Изд-во АН СССР, 1947. 187 с.
  5. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI — середина XV в.) М.: Наука, 1988. 333 с.
  6. Апакидзе Т.Г. К вопросу о буддийских и небуддийских элементах в рамочном повествовании легенды о Варлааме и Иоасафе // Вестник РХГА. 2014. № 2. С. 218–224.
  7. Кальдерон де ла Барка П. Жизнь есть сон // Драмы: в 2 кн. / пер. К. Бальмонта. М.: Наука, 1989.
  8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Академический Проект, 2008. 303 с.
  9. Матлин М.Г. Поэтика сна в романах Гончарова // И.А. Гончаров: материалы Междунар. конф., посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова / сост. М.Б. Жданова, А.В. Лобкарёва, И.В. Смирнова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. С. 26–37.
  10. Дружинин А.В. Личность Обломова: сон Обломова // Иван Александрович Гончаров. Его жизнь и сочинения: сб. ист.-лит. ст. / сост. В.И. Покровский. М., 1912. С. 133–142.
  11. Лонгин, митр. Саратовский и Вольский. В нечистом сердце Господь не живет: интервью / подгот. Н. Горенок // Православие и современность. URL: https://pravoslavie.ru/105506.html#:~:text=Стяжание%20Святого%20Духа%20—%20это,самому%20сделаться%20храмом%20Святого%20Духа (20.01.2022). Дата публикации: 01.08.2017.
  12. Черепанов А.С. Любовь в категориях буддийской культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. С. 121–129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lyubov-v-kategoriyah-buddiyskoy-kultury/viewer (20.01.2023).
  13. Гончаров И.А. Обломов: роман: в 4 ч. / вступ. ст. и примеч. А.Г. Гродецкой. СПб.: Пушкинский Дом, 2012. 636 с.
  14. Мефодий (Зинковский; иером.). Кенотичность как ипостасное или личностное свойство. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/kenotichnost-kak-... (30.12.2022).
  15. Ли Цун. Концепция спасения Востока во «Фрегате “Паллада”» И.А. Гончарова // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 4 (93). С. 107–109.
  16. Балашов Н.И. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону. М., 1989. 24 с.
  17. Узлова Д.В., Журчева Т.В. «Жизнь есть сон» Кальдерона и «Новые деяния великого князя Московского» Лопе де Вега: русская история глазами европейцев // XVI Королёвские чтения: сб. материалов Междунар. молодежной науч. конф., посвященной 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина: в 3 т. Самара: Самарский национальный исследовательский ун-т им. акад. С.П. Королева, 2021. Т. 2. С. 984–985.