Корзина пуста.
Войти

Between the Madonna and the Great Harlot: lessons of symbolism in the poet-ic world of D. Andreev

М.В. Яковлев
$2.50

 

https://doi.org/10.20339/PhS.6-19.070 

 

Яковлев Михаил Владимирович,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русского языка и литературы

Государственный гуманитарно-технологический университет

e-mail: 79104310619@yandex.ru   

 

В работе исследованы некоторые аспекты символики Женственности в творчестве отдельных поэтов-символистов второй волны и рассмотрено развитие  их традиций в мифопоэтике Д. Андреева. В результате генеративного, сопоставительного и комплексного герменевтического анализов произведений установлена двойственность лирической интуиции и соответственно художественного воплощения символа Женственности. Многозначность женских образов проинтерпретирована в системе апокалиптики и русского мессианизма. Отмечено, что метатекстуальная специфика интерпретации женских образов формирует архетипный подтекст и историософский контекст творчества анализируемых поэтов.

Ключевые слова: символ, апокалипсис, Женственность, Мадонна, Блудница, Церковь, Россия.

 

Литература

1. Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь / пер. с франц. Г.А. Рачинского [Репринт издания А.И. Мамонтова 1911 г.]. М.: ТПО «Фабула», 1991. 448 с.

2. Флоренский П.А, священник. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Лепта, 2002. 814 с.

3. Булгаков С.Н. Владимир Соловьев и Анна Шмидт // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 509 с.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

5. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. Париж: Ymka Press, 1942. 620 с.

6. Булгаков С., протоиерей. Апокалипсис Иоанна. Париж: Ymca Press, 1948 [Репринт]. М.: Православное Братство Трезвости «Отрада и Утешение», 1991. 351 с.

7. Лосев А.Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева // Страсть к диалектике: литературные размышления философа. М.: Советский писатель,1990.  320 с.

8. Козырев А.П. Соловьев и гностики. М.: Савин С.А., 2007. 543 с.

9. Сапронов П.А. Русская софиология и софийность. СПб.: Церковь и культура, 2006. 440 с.

10. Малыгина Н.М. Андрей Платонов: поэтика «возвращения». М.: ТЕИС, 2005. 334 с.

11. Урюпин И.С. Образ блудницы в стихотворениях о России И.А. Бунина и С.С. Бехтеева: библейский подтекст и контекст // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Сер.: Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 1. № 1. С. 70–74.

12. Шипфлингер Т. София-Мария. Целостный образ творения. М.: Гнозис Пресс – Скарабей, 1997. 400 с.

13. Кураев А. Оккультизм в православии. URL: https://profilib.net/chtenie/52626/andrey-kuraev-okkultizm-v-pravoslavii... (дата обращения: 24.02.2019).

14. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1901 [Репринт]. М.: Музей Библии, 1992. 221 с.

15. Серафим (Соболев), архиепископ. Новое учение о Софии, Премудрости Божией. Джорданвилл, 1993. URL: http://ivashek.com/ru/research/spor-o-sofii/851-novoe-uchenie-o-sofii-premudrosti-bozhiej-arkhiep-serafim-sobolev (дата обращения: 24.02.2019).

16. Лосский В.Н. Спор о Софии // Лосский В.Н. Боговидение. Минск: Белорусский Экзархат, 2007. 496 с.

17. Ваганова Н.А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: ПСТГУ, 2011. 459 с.

18. Кудрявцева К.Г. «Жена, облеченная в солнце»: происхождение образа. М.: РГГУ, 2015. 334 с.

19. Яковлев М.В. Апокалиптическое направление в русской поэзии ХХ века: религиозные идеи и символы, специфика авторского мышления, поэтика жанровых решений: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2016.

20. Яковлев М.В. О некоторых аспектах восприятия апокалиптического образа Жены, облеченной в солнце, в поэзии символизма и постсимволизма // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма. М.: Индрик, 2018. 720 с.

21. Блок А.А. Собр. соч.: в 6 т. Л.: Художественная литература,1981.

22. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 1997.

23. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 12 т. Т. 11–12: Братья Карамазовы. М.: Правда, 1982.

24. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Эксмо, 2009. 800 с.

25. Богослужебные тексты и указания. URL: http://diak.ortox.ru/*_bogorodice/view/id/1171169 (дата обращения: 24.02.2019).

26. Яковлев М.В. Образ флага в поэме А. Блока «Двенадцать» в аспекте апокалиптической символики цвета. Ч. 3 // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73). С. 58–60.

27. Андреев Д.Л. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. Кн. 1: Железная мистерия. Стихотворения и поэмы. М.: Редакция журнала «Урания»,1996. 656 с.

28. Данте Алигьери. Божественная Комедия. М.: Эксмо, 2014. 864 с.

29. Волошин М.А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Эллис Лак, 2000–2004.

30. Розарий. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/73891 (дата обращения: 24.02.2019).

31. Волошин М.А. Избранные стихотворения. М.: Советская Россия, 1988. 384 с.

32. Флоренский П.А., священник. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996.

33. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 9 т. Т. 9. Кн. 2: Дневник писателя. М.: Астрель, 2004.

34. Яковлев М.В. Образ Богоматери в поэзии М.А. Волошина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. II. 2013. № 6 (24). С. 216–221.

35. Волошин М.А. «Жизнь — бесконечное познанье»: стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения / сост., подгот. текстов, вступ. ст., крат. биохроника, комм. В.П. Купченко. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 576 с.

36. Андреев Д.Л. Собр. соч.: 3 т. Т. 1: Русские боги: Поэтический ансамбль / сост., вступ. ст., подгот. текстов и примеч. А.А. Андреевой; послесл. Б.Н. Романова. М.: Московский рабочий; Фирма Алеся, 1993. 463 с.