Корзина пуста.
Войти

On the issue of fragmentary restoration of the mythological worldʼs picture using the method of motivic analysis (based on the material of the Milky Wayʼs cosmonyms)

Яковлева С.В.
$2.50

УДК 81`22:39

DOI 10.20339/PhS.6s-23.031          

 

Яковлева Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования

Институт русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

e-mail: smsfamily2@mail.ru

 

Цель настоящего исследования — фрагментарное восстановление архаичной картины мира на материале космонимов Млечного Пути с использованием метода мотивного анализа. Новизна работы заключается в рассмотрении ранее не исследованной лексики, которая характеризуется забвением заложенных в нее первоначальных смыслов, некогда отражавших основы бытия и миропонимание древнего человека. В работе предпринята попытка путем выявления схожих мотивов, содержащихся в мифологических, фольклорных и религиозных текстах, обосновать мнение о том, что образ Млечного Пути — это один из важных структурообразующих объектов мифопоэтической модели мира. В результате проведенного сравнительно-сопоставительного анализа автор пришел к заключению, что номинации Млечного Пути представляют собой «языковое овнешнение» древних представлений о данном космическом объекте как о некоем пограничном локусе, пространственном рубеже, разделявшим «свой» и «чужой» миры.

Ключевые слова: мотивный анализ, мотив, космонимы, объекты звездного неба, Млечный Путь, сюжеты мифологических и фольклорных произведений, восстановление мифопоэтической картины мира.

 

Литература

1. Афанасьев А.Н. Поэтические  воззрения славян на природу. Т. 3. М.: Академический Проект, 2013. 363 с.

2. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М.: Восточная литература, 2003. 320 с.

3. Владимирова Т.Е. Структура тотемистического мифа // Логический анализ языка. Информационная структура текстов разных жанров и эпох / отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Гнозис, 2015. С. 254–264.

4. Жарникова С.В. Золотая нить. Вологда, 2003. 221 с.

5. Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. М.: Либроком, 2014. 184 с.

6. Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии // Этнографическое обозрение. 1899. № 3. С. 1–60.

7. Левкиевская Е.Е. Представления о «том свете» у восточных славян.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-tom-svete-u-vostochnyh-slavyan/viewer (17.03.2023).

8. Маковский М.М. Малый этимологический словарь современного французского языка. М.: Ленанд, 2016. 240 с.

9. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии: сб. образных слов и иносказаний: в 2 т. Т. 1. М.: Русские словари, 1994. 819 с.

10. Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 280 с.

11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во

Ленингр. ун-та, 1986. 365 с.

12. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.

13. Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004. 704 с.

14. Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М.: Международные отношения, 2009. 656 с.

15. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.

16. Шестеркина Н.В. Миф как когнитивная парадигма // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 2. С. 40–49.

17. Щавелёв А.С. Славянские легенды о первых князьях: сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М.: Северный паломник, 2007. 272 с.

18. Joisten C. Êtres fantastique. Patrimoine narrative de l’Isère. Grenoble: Musés dauphinois, 2005. 576 p.

19. Volpati C. Nomi romanzi della Via Lattea // Revue de Linguistique Romane. 1933. No. 9. P. 1–51.