УДК 81`22:39
Яковлева Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
Институт русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: smsfamily2@mail.ru
Цель настоящего исследования — фрагментарное восстановление архаичной картины мира на материале космонимов Млечного Пути с использованием метода мотивного анализа. Новизна работы заключается в рассмотрении ранее не исследованной лексики, которая характеризуется забвением заложенных в нее первоначальных смыслов, некогда отражавших основы бытия и миропонимание древнего человека. В работе предпринята попытка путем выявления схожих мотивов, содержащихся в мифологических, фольклорных и религиозных текстах, обосновать мнение о том, что образ Млечного Пути — это один из важных структурообразующих объектов мифопоэтической модели мира. В результате проведенного сравнительно-сопоставительного анализа автор пришел к заключению, что номинации Млечного Пути представляют собой «языковое овнешнение» древних представлений о данном космическом объекте как о некоем пограничном локусе, пространственном рубеже, разделявшим «свой» и «чужой» миры.
Ключевые слова: мотивный анализ, мотив, космонимы, объекты звездного неба, Млечный Путь, сюжеты мифологических и фольклорных произведений, восстановление мифопоэтической картины мира.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М.: Академический Проект, 2013. 363 с.
2. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М.: Восточная литература, 2003. 320 с.
3. Владимирова Т.Е. Структура тотемистического мифа // Логический анализ языка. Информационная структура текстов разных жанров и эпох / отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Гнозис, 2015. С. 254–264.
4. Жарникова С.В. Золотая нить. Вологда, 2003. 221 с.
5. Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. М.: Либроком, 2014. 184 с.
6. Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии // Этнографическое обозрение. 1899. № 3. С. 1–60.
7. Левкиевская Е.Е. Представления о «том свете» у восточных славян. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-tom-svete-u-vostochnyh-slavyan/viewer (17.03.2023).
8. Маковский М.М. Малый этимологический словарь современного французского языка. М.: Ленанд, 2016. 240 с.
9. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии: сб. образных слов и иносказаний: в 2 т. Т. 1. М.: Русские словари, 1994. 819 с.
10. Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 280 с.
11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во
Ленингр. ун-та, 1986. 365 с.
12. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.
13. Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004. 704 с.
14. Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М.: Международные отношения, 2009. 656 с.
15. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
16. Шестеркина Н.В. Миф как когнитивная парадигма // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 2. С. 40–49.
17. Щавелёв А.С. Славянские легенды о первых князьях: сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М.: Северный паломник, 2007. 272 с.
18. Joisten C. Êtres fantastique. Patrimoine narrative de l’Isère. Grenoble: Musés dauphinois, 2005. 576 p.
19. Volpati C. Nomi romanzi della Via Lattea // Revue de Linguistique Romane. 1933. No. 9. P. 1–51.