Корзина пуста.
Войти

Polygenre of A. Polyarinov ‘s prose

А.М. Шапиро
$2.50

УДК 82.161.1-31

DOI 10.20339/PhS.5-23.116  

 

Шапиро Ангелина Михайловна,

шеф-редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер»,

аспирантка

Московский политехнический университет

 

В современной фантастике антиутопия занимает особое место, о чем свидетельствуют работы Т.Т. Давыдовой и О.В. Богдановой. Наряду с классической фантастикой антиутопию можно назвать самой популярной жанровой модификацией в современной литературе. В отличие от утопии, которая стремится нарисовать образ идеального общества, где не будет места ни войнам, ни страданиям, ни несправедливости, антиутопия рисует любое общество как кошмар. В работе охарактеризована многожанровость прозы современного писателя Алексея Поляринова, ее антиутопические, сказочные и мифологические черты. Подробно рассмотрены два романа: «Центр тяжести» и «Риф», особое внимание уделено анализу образов центральных персонажей этих произведений. Выявлены и проанализированы жанровые черты антиутопии романа «Центр тяжести», а также фрагменты текста, подчеркивающие сказочные мотивы сюжета. В романе «Риф» поднята проблема сектантства и описаны методы, которые использует глава секты для подчинения воли сектантов. Исследованы вопросы сложных отношений внутри семьи. Приведены примеры мифологических образов романа, важных для понимания сюжета. Даны справочные сведения об авторе, представлены отрывки из его интервью различным средствам массовой информации. Актуальность данного исследования обусловлена интересом к современной русской литературе, основным проблемам, которые в ней затрагиваются, ее художественным тенденциям. 

Ключевые слова: Алексей Поляринов, современная русская проза, жанр, роман, антиутопическое, сказочное, мифологическое.

 

Литература

1. Богданова О.В. Морфология современной русской сказки: («Песни восточных славян» Л. Петрушевской) // Современный литературный процесс: претекст, подтекст, интертекст / О.В. Богданова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 29–60.

2. Давыдова Т.Т. Антиутопия // Замятинская энциклопедия / Т.Т. Давыдова. М.: Флинта, 2018. С. 50–55.

3. Бабяшкина А. Алексей Поляринов: о, счастливчик! // Читаем вместе. 2019. Апрель. URL: http://chitaem-vmeste.ru/zvyozdy/person/aleksej-polyarinov-o-schastlivchik (23.09.2021).

4. Давыденко М. Интервью с писателем и блогером Алексеем Поляриновым // Форма слов: журнал о культуре. 2020. Декабрь. URL: https://zen.yandex.ru/media/formasloff/interviu-s-pisatelem-i-blogerom-a... (20.09.2021).

5. Артамонова М.В. Специфика нарратива в романе А. Поляринова «Центр тяжести» // Культурные инициативы. 2021. С. 12–14.

6. Давыдова Т.Т. Формы вторичной условности в романе Т.Н. Толстой «Кысь» // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: материалы междунар. науч. конф., 22–24 марта 2006 г. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 140–148.

7. Поляринов А.В. Центр тяжести. М.: Эксмо, 2018. 480 с.

8. Бояркина П. Алексей Поляринов. Центр тяжести // Звезда. 2019. № 8. С. 170–172.

9. Мамлыга М. Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии // Правила жизни. 2020. Апрель. URL: https://www.pravilamag.ru/hero/168083-pisatel-aleksey-polyarinov-ob-inzhenernom-podhode-k-knigam-polze-instagrama-i-pisatelstve-kak-terapii/ (04.02.2023).

10. Давыдова Т.Т. Мифологизм прозы Ч. Айтматова // III Междунар. науч. конф. «Язык и культура», Москва, 23–25 сентября 2005 г.: тезисы докладов. М., 2005. С. 229–230.

11. Поляринов А.В. Риф. М.: Эксмо, 2021. 288 с.