Корзина пуста.
Войти

«Модель мира» небесных чудовищ-абаасы в якутском героическом эпосе олонхо

Г.Е. Саввинова, Е.Е. Жиркова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.4-19.091

 

Саввинова Гульнара Егоровна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры

культурологии ИЯКН СВ РФ, заведующая сектором «Язык эпоса»

Научно-исследовательского института Олонхо

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

E-mail: savgul6767@mail.ru

 

Жиркова Евгения Егоровна,

заведующая сектором «Эпос и этническая история»

Научно-исследовательского института Олонхо

Северо-Восточный федеральный университет им. М.КАммосова

E-mail: jenyasyr@mail.ru

 

Рассмотрена «модель мира» небесных злых чудовищ-абаасы в якутском героическом эпосе олонхо как одного из ключевых понятий эпической культуры. Для анализа строения «модели мира» небесных абаасы использованы тексты олонхо центральных, вилюйских и северных улусов, что способствовало выявлению их локальных особенностей. «Модель мира» небесных абаасы определяется из функций — образа и способа их действий на основе степени участия в развитии сюжета якутского олонхо. Некоторые из верхних абаасы имеют двойную функцию: с одной стороны, они как глава божеств абаасы Верхнего мира, с другой стороны, согласно мифам именно они дают людям огонь, что часто затрудняет определение их места в небесном пантеоне. В результате анализа сделан вывод: небесные абаасы обитают по краям нижних «ярусов» в северной, южной и западной частях неба. Таким образом, в представлении о небе в эпической картине мира небо является местом обитания не только божественных (халлаан таҥарата — небесный бог), но и демонических сил (халлаан абааһыта — небесные бесы, демоны).

Ключевые слова: олонхо, сказитель, пантеон, небожители, абаасы, чудовища, демонология, Верхний мир, модель мира.

 

Литература

1. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 402 с.

2. Пухов И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. Якутск: Изд-во СО РАН, 2004. 328 с.

3. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.

4. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990. 207 с.

5. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск: Наука, 2000. 192 с.

6. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983. 246 с.

7. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 375 с.

8. Кузьмина А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.

9. Оросина Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: Автореф. дис…. канд. филол. наук. Якутск, 2015. 25 с.

10. Павлова О.К. Образы богатырей абаасы как противников главных героев (на примере олонхо северо-восточной традиции якутов) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2018. № 3 (65). С. 112–118.

11. Егорова Л.И. Структурно-функциональный анализ пантеона предков саха // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 14. С. 194–201.

12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.

13. Хангалов М.И. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Улан-Удэ: Респ. тип., 2004. 507 с.

14. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957. 171 с.

15. Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения. Якутск: ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2003. Вып. 3. 200 с.

16. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. 104 с.

17. Культ Неба: истоки и традиции (на материале текстов олонхо и лексики саха). Якутск: Изд. дом СВФУ, 2012. 116 с.

18. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. М.: АН СССР, 1959. Т. 3. 3858 стлб.

19. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. 2-е изд., доп. / ред. Е.А. Поцелуевский; отв. ред. Э.Р. Тенишев. М.: Наука, 2001. 822 с.

20. Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур. Якутское олонхо / сказитель И.Г. Тимофеев-Теплоухов. М.: Наука, 1985. 608 с.

21. Васильев В.Е. Г.Ф. Миллер и якутский шаманизм // Россия – Германия: историко-культурные контакты: материалы Междунар. науч. конф., посвященной 300-летию со дня рождения Г.Ф. Миллера.  Якутск, 2006. С. 89–98.

22. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.

23. Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения. Якутск: ЯГУ им. М.К. Аммосова, 1997. Вып. 1. 157 с.

24. Гоголев А.И. Эпико-мифологический мир саха // Язык – миф – культура народов Сибири. Якутск, 1996. С. 10–22.

25. Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения. Якутск: ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2001. Вып. 2. 134 с.

26. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Изд. 2-е. М., 1993. 736 с.

27. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта / П.П. Ядрихинский-Бэдьээлэ. Якутск: Сайдам, 2011. 448 с.

28. Гекман Л.П. Теогонические генеологии как персоносфера традиционной культуры (опыт социокультурной интерпретации) // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 4 (7). С. 51–54.

29. Ньургун Боотур Стремительный / текст К.Г. Оросина. Якутск: ЯкГИЗ, 1947. 409 с.

30. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

31. Этнографическое обозрение. 1900. № 3–4. С. 172.

32. Гоголев А.И. Традиционные религиозные воззрения якутов в XVIII–XIX вв. // Наука и образование. 2014. № 3 (75). С. 24–29.

33. Большой толковый словарь якутского языка / под ред. П.А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2012. Т. IХ. 630 с.

34. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX –начале XX века. Новосибирск: Наука, 1975. 198 с.

35. Слепцов П.А. Якутский литературный язык: Формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск: Наука, 1990. 277 с.

36. Слепцов П.А. Язык олонхо: лексика, семантика // Якутский язык: лексикология, лексикография. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. 114 с.

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №18-412-14001 ра).