http://dx.doi.org/10.20339/PhS.1-16.068
Панкратова Мария Николаевна,
аспирантка кафедры теории литературы
филологического факультета
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
E-mail: pankratova1maria@yandex.ru
В статье описана структура онирического мотива, в которой выделяются: предикат («пребывание в переходном состоянии сознания / другой реальности»); топос, обладающий признаками «выгороженности», «бесформенности», «безмолвия», «шума», «холода» / «жара, духоты»; хроноса (преимущественно ночь); актанты, атрибутами которых являются «статуарность» / «неестественная гибкость», «омертвение» /«оживление», «опьянение», «страх». Анализируются функции онейросферы, причины ее появления в романе.
Ключевые слова: онирический мотив, Огненный ангел, Брюсов, литературоведение.
Литература
1. Брюсов В.Я. Огненный ангел. — СПб.: Азбука-классика, 2006.
2. Силантьев И. В. Поэтика мотива. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
3. Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм. — М.: Высшая школа, 2006.
4. Сергеев О.В. Поэтика сновидений в прозе русских символистов. Валерий Брюсов и Федор Сологуб: автореф. дис. …докт. филол. наук. — М., 2002.
5. Русанова О.Н. Мотив в аспекте исторической поэтики // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Сер. Гуманитарные науки (Филология). — 2006. — Вып. 8 (59). — С. 120–126.
6. Брюсов В.Я. Земная Ось. Рассказы и драматические сцены. — М., 1907.