Злочевская Алла Владимировна,
доктор филологических наук, старший научный сотрудник,
Филологический факультет
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
E-mail: zlocevskaya@mail.ru
Статья посвящена анализу нарративной модели романа В. Набокова «Дар». Доминантным здесь следует признать прием «переадресованного авторства»: Автор представляет сочиненный им макротекст сквозь призму креативного мироощущения своего героя-писателя Федора, в то время как самого себя Набоков выводит образе писателя Владимирова.
Ключевые слова: В. Набоков, «Дар», повествование, «переадресованное авторство», проза.
Литература
1. Набоков В.В. Федор Достоевский / Набоков В.В. Лекции по русской литературе. — М., 1996. С. 175—218.
2. Набоков В.В. L’Envoi / Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. — М., 1998. С. 477—478.
3. Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. — СПб., 2001—2004.
4. Набоков В.В. Чарлз Диккенс / Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. — М., 1998, С. 101—180.
5. Ронен Ирена, Омри. Черти Набокова // Звезда. — 2006. — № 4. — С. 175—188.
6. Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. — СПб., 2004.
7. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. Биография. — СПб., 2001.
8. Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина / Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. — СПб., 2001—2004. Т. 4. — С. 9—43.
9. Барабтарло Г. Сочинение Набокова. — СПб., 2011.
10. Джонсон Д.Б. Миры и антимиры Владимира Набокова. — СПб., 2011.
11. Набоков В.В. Предисловие к английскому переводу романа “Дар” / В.B. Набоков: pro et contra. — СПб., 1997. — С. 49—50.
12. Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narratological Analysis. — Helsinki, 1985.
13. Долинин А.А. Примечания / Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2001—2004. Т. 4. — С. 600—780.
14. Field A. Nabokov: His Life in Art. A Critical Narrative. — N.Y., 1977.
15. Lee L.L. Vladimir Nabokov. — Boston, 1976.
16. Hyde G.M. Vladimir Nabokov: America’s Russian Novelist. — London, 1977.
17. Moynahan J. Vladimir Nabokov. — Minneapolis, 1971.
18. Злочевская А.В. Креативная память как доминанта творческого процесса в романе В. Набокова «Дар» // Вопросы литературы. — 2012. — № 4. — С. 88—113.
19. Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. — СПб., 2003.
20. Набоков В.В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. — СПб., 1997—1999.
21. Набоков В.В. Гюстав Флобер / Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. — М., 1998. — С. 183—238.
22. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 7—180.
23. Набоков В.В. Превращение / Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. — М., 1998. — С. 325—364.
24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.
25. Берберова Н. Курсив мой: Автобиография / В.В. Набоков: pro et contra. — СПб., 1997. — С. 184—193.
26. Пехал З. Роман Владимира Набокова: прием просвечивания как элемент композиционной и стилевой / Tradície a perspektívy rusistiky. — Bratislava, 2003. — S. 283—290.
27. Злочевская А.В. Роман В. Набокова «Бледное пламя»: загадка эпиграфа — тайна авторства // Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. — 2002. — № 5. — С. 43—54.
28. Берберова Н. Набоков и его «Лолита» / В.В. Набоков: pro et contra. — СПб., 1997. — С. 284—307.