http://dx.doi.org/10.20339/PhS.1-16.035
Перцова Наталья Николаевна,
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского вычислительного центра
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин — один из наиболее ярких государственных деятелей России XVIII в. Среди его многочисленных талантов была и способность к литературному творчеству. Предмет настоящей статьи — единственное дошедшее до нас масштабное литературное сочинение Потемкина: написанный им в конце жизни «Канон Спасителю Господу Иисусу». Именно этот написанный молитвословным стихом канон позволяет говорить о Потемкине как о поэте. Религиозный философ Н.С. Арсеньев так характеризует это произведение: «Здесь не “бытовая” только, унаследованная религиозность, здесь крик души, жаждущей спасения, ищущей твердой опоры среди преходящести окружающей суеты и молящей о милосердии и прощении, здесь голос горячей и крепкой веры. Иисус Христос распятый и милосердный становится в центре его духовной веры». В конце XX в. в бумагах боевого соратника Потемкина Александра Васильевича Суворова был найден и впервые опубликован «Канон Спасителю Господу нашему Иисусу Христу», который публикаторы сочли оригинальным сочинением Суворова. Однако сравнение двух канонов, потемкинского и суворовского, не оставляет сомнений в том, что Суворов не сочинял собственного канона, а внес небольшие стилистические изменения (их около 170) в несомненно известный ему текст Потемкина. В приложении к настоящей статье канон Потемкина публикуется полностью по сохранившемуся в БАН изданию 1791 г.
Ключевые слова: Григорий Потемкин, дворянская гимназия Московского университета, молитвословный стих, канон, ирмос, тропарь, авторство, переложение, Александр Суворов, Николай Арсеньев.
Литература
1. Арсеньев Н.С. Потемкин-Таврический // Новый журнал. Нью-Йорк, 1948. — Т. 18. — С. 266–275.
2. Бантыш-Каменский Д. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Часть 2. — СПб.: В Типографии Третьего департамента государственных имуществ, 1840.
3. Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II императрица Всероссийская. — СПб.: Издание А.С. Суворина, 1908.
4. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Изд. второе. — М.: Фортуна лимитед, 2000.
5. Жукова М.Г. «Твой есмь аз». Суворов. — М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.
6. Мерзляков А.Ф. Глас Божий во громе. Псалом 28. Подражание // Труды Общества любителей российской словесности при Московском университете. Часть 11 <Кн. 17–18>. — М.: В Университетской типографии, 1818. — С. 10–13.
7. «Мы — русские! С нами Бог!» Жизнь и подвиги великого русского полководца А.В. Суворова и составленный им Покаянный канон. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
8. Надеждин Н. Светлейший князь Потемкин-Таврический, образователь Новороссийского края. — Одесса: В городской типографии, 1839.
9. Огарков В.В. Г.А. Потемкин. Его жизнь и общественная деятельность. — СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1892.
10. Полоцкий Симеон. Вирши. — Минск: Мастацкая літаратура, 1990.
11. <Потемкин Г.А.> Канон Спасителю Господу Иисусу. Сочиненный К. Г. А. П. <Яссы: В походной типографии, 1791>.
12. <Потемкин Г.А.> Канон Спасителю, сочиненный князем Г.А. Потемкиным-Таврическим, в Яссах 1791 года // Русский архив. — 1881. — Кн. Вторая. — С. 17–23.
13. Тарановский К. О поэзии и поэтике. — М.: Языки русской культуры, 2000.
14. Шахмагонов Н. Князь Потемкин Таврический // Герои и антигерои Отечества / Сост. В.М. Забродин. — М.: Информэкспресс и др., 1992. — С. 30–105.
15. Энгельгардт Л.Н. Записки. — М.: В типографии Каткова и Ко, 1860.