Вафина Алсу Хадиевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры зарубежной литературы
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Казанский (Приволжский) федеральный университет
e-mail: alsu_vafina@mail.ru
https://orid.org/0000-0002-6573-7842
Груздева Елена Александровна,
кандидат филологических наук,
доцент подготовительного факультета для иностранных учащихся
Казанский (Приволжский) федеральный университет
e-mail: reemyvera24@mail.ru
https://orid.org/0000-0002-0152-3714
Щепачева Инна Владимировна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры зарубежной литературы
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Казанский (Приволжский) федеральный университет
e-mail: inna.schepacheva@yandex.ru
https://orid.org/0000-0003-0497-8359
Рассмотрена проблема взаимодействия жанров в восточной и западной литературе — важной части современного литературоведения. Взаимодействие жанров проанализировано на материале романа Мо Яня «Страна вина». Произведение современного китайского писателя расценивается в аспекте «галлюцинаторного реализма», за развитие которого автору была вручена Нобелевская премия (2012). Исследовано влияние жанров китайской классической литературы — литературы о благородных рыцарях уся, а также западноевропейской литературы на роман «Страна вина». Роман китайского писателя показан в контексте мирового литературного процесса. Главные персонажи романа описаны в соотношении с выполняемой ими сюжетообразующей функцией, основной из которых является детективная. Пласт детективного повествования рассмотрен в соотношении с сатирической традицией. Представлен взгляд Мо Яня на традиции, менталитет, образ жизни китайского народа.
Ключевые слова: китайская литература, детективный жанр, самоидентификация, Мо Янь
Литература
- Декань К.Ю., Чемезова Е.Р. Творчество Моя Яня в контексте современной китайской литературы // Молодежь и наука в XXI веке: материалы междунар. конф. 2018. Т. 1. С. 54–56.
- Vafina A.H, Gruzdeva E.A, Sharapenkova N.G. Investigation of linguistic aspects and sufi motifs in the novel “The New Life” by Orhan Pamuk // Journal of Research in Applied Linguistics. 2020. Vol. 11. P. 157–163.
3. Янь М. Страна вина. М.: Амфора, 2012. 367 с.
4. Langley A. Tiananmen square: Massacre crushes China’s democracy movement. Compass Point Books, 2009. 104 p.
5. Данилкин Л. Мо Янь. «Страна вина»: рецензия // Афиша. 2012. 30 декабря. URL: http://www.afisha.ru/book/2174/ (09.03.2025).
6. Исаева Н.С. Мир детства в художественном пространстве ранней прозы Мо Яня // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11. С. 29–34.
7. Китайский язык: история, цивилизация, культура / Б.В. Кондаков, Д.С. Попов, Т.Н. Чугаева и др. // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2015. № 3. C. 63–98.
8. Мыцик Ю.С. Речные заводи — первый китайский роман в стиле «уся» // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II Междунар. науч. конф. М., 2014. С. 50–52.
9. Цыренова Д.С. Магический реализм в творчестве Мо Яня // Вестник БГУ. 2010. № 8. С. 134–137.
10. Декань К.Ю. Онтологическая игра в романе Мо Яня «Страна вина» // Художественное произведение в современной культуре: творчество — исполнительство — гуманитарное знание. Челябинск, 2020. С. 121–128.
11. Торопцев С.А. Новый нобелевский лауреат — писатель Мо Янь // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 151–154.
12. Янь М. Красный Гаолянь. М.: Текст, 2018. 480 с.