Любарский Руслан Васильевич,
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 57 г. Брянска
e-mail: ludmila12a@rambler.ru
https://orcid.org/0000-0002-9129-0124
Фэнтезийное произведение отличается аномальным художественным миром. Он строится на основе мифознаков, аномального хронотопа, индивидуально-авторской интерпретации мифа и др. Особое место занимает фэнтезийная вторичная условность в творчестве Натальи О`Шей (Хелависы). Цель работы — исследовать специфику воссоздания фэнтезийного мира в альбоме Хелависы «Люцифераза» и повести «Хроники Люциферазы. Три корабля». Предмет исследования — специфика воспроизведения фэнтезийной действительности в произведениях Хелависы. В работе использованы сравнительно-исторический, типологический методы. Рассмотрена двойственная природа Люциферазы в контексте одноименного альбома, сочетающая в себе контраст света и тьмы. Проанализированы мифознаки как составные части денотатной реальности рок-поэзии и повести Хелависы. Подчеркнута синкретичность мифопоэтического пространства альбома и повести на основе идентичности художественной адаптации мифоэлементов. Выявлен аномальный хронотоп произведений Хелависы, образующий пространство и время Люциферазы. Изучена функциональная особенность песен «Люциферазы» в контексте фэнтезийной реальности повести «Хроники Люциферазы. Три корабля». Сделан вывод о том, что аллюзии в тексте повести, контекстуально связанные с упоминанием приобщенности планеты к Альхимейре и вступающие в художественный диалог с рок-поэзией, преобразуют Люциферазу в нестационарную расширяющуюся до галактических масштабов вторичную фэнтезийную реальность.
Ключевые слова: Хелависа, альбом «Люцифераза», повесть «Хроники Люциферазы. Три корабля», хронотоп, аномальный художественный мир, вторичная реальность, мифознаки, миф, нестационарный мир
Литература
1. Дьяконова Е.С. Конструирование единого пространства художественного аномального мира в произведениях жанра фэнтези // Вестник ИГЛУ. 2008. № 1. С. 10–16.
2. Черкасов И.Е. Мифологический знак с позиций антропоцентризма // Антропоцентризм в языке и речи: межвузовский сб. науч. тр. СПб., 2003. С. 174–182.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 504 с.
4. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974. 279 с.
5. Антонова М.В., Федорчук М.А. Специфика пространства в романтическом фэнтези // Язык и текст. 2022. Т. 9. № 2. С. 41–47.
6. Попова Г.В. Организация художественного мира фантастического произведения: категориальные понятия (на материале дилогии О. Громыко «Год крысы») // Научный диалог. 2021. № 9. С. 200–216.
7. Ковтун Е.Н. «Интертекст мира посмертия» в фантастике XX–XXI вв.: функциональность художественной модели // Studia Litterarum. 2022. Т. 7. № 4. С. 34–53.
8. Гоголева С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези // Наука и образование. 2006. № 3. С. 85–88.
9. Путило А.О., Путило О.О. Художественное пространство православного фэнтези (на материале цикла Д. Емца «Шныр») // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 352– 361.
10. Сергеев А.А. Религии вымышленных миров: религиозность и фантастика, важность анализа религиозной составляющей в современных произведениях фантастики и фэнтези // Церковь. Богословие. История: материалы IV Междунар. науч.-богослов. конф., посвященной Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2016. С. 268– 274.
11. Хелависа. Люцифераза (2018). URL: https://melnitsa.info/portfolio/luciferaza/ (08.05.2024).
12. Об устройстве планеты Люциферазы. URL: http://helavisa.ru/ob_ustroistve_planety_luciferaza/ (08.05.2024).
13. Интервью с Хелависой: «Об огне, ветре и бесстрашии». URL: https://dzen.ru/a/XkvYtHGM-VYg_xk8 (08.05.2024).
14. Еременко Е.Е. Литературные средства создания целостной концепции музыкального альбома // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. 2021. № 2 (19). С. 10–13.
15. О`Шей Н. Хроники Люциферазы.Три корабля. М.: Лайвбук, 2020. 192 с.
16. Хазанкович Ю.Г. Мифологический код в поэме Георгия Поротова «Крылатый Кутх, или Песнь о любви» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 2. С. 57–60.
17. Осиповский С.Н. Влияние современного общества на религиозные процессы на примере эволюции религии вуду // Вiсник СевНТУ. 2012. № 126. С. 189–193.
18. Мельниченко С.С. Отражение диалога культур в фолк-рок-тексте: на примере образа дракона / змеи в творчестве группы «Мельница» // Мир глазами молодых: сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. Курск, 2023. С. 426–428.
19. Зайцев Ю. Мифы Древней Греции. М., 2008. 143 с.
20. Мельница. Химера (2016). URL: https://melnitsa.info/portfolio/himera/ ( 08.05.2024).
21. Мельница. Алхимия (2015).URL: https://melnitsa.info/portfolio/alchemy/ (08.05.2024).