Богданова Ольга Владимировна,
доктор филологических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
e-mail: olgabogdanova03@mail.ru
Рассматривается вопрос эволюционирования художественного мировоззрения Михаила Шолохова и становление поэтики его ранних произведений. На примере самого первого рассказа Шолохова «Родинка» выявляются точечные черты христианской символики, к которой впоследствии будет активно прибегать писатель. Цель настоящей работы — определить специфику образно-мотивных и структурно-композиционных особенностей рассказа «Родинка» и определить их роль в динамике совершенствования творческого мастерства писателя. Отмечается, что, признанный критикой как «самый сильный» из «Донских рассказов» писателя, на самом деле ранний текст Шолохова выстроен весьма схематично и тенденциозно. «Родинка» — первая проба пера молодого журналиста-комсомольца, еще только искавшего свое место в литературе. Прослеживаются «двоичная» контрастная композиция рассказа, парная антитетичность персонажной системы, искусственность и избыточность сюжетных поворотов наррации. Впервые в ходе интерпретации самого раннего рассказа Шолохова актуализируются принцип объективности, позволяющий выявить ранее не эксплицируемые критикой недостатки письма молодого начинающего прозаика и значимость рассказа «Родинка» для вызревания авторской позиции художника, классика советской и русской литературы. Использование сравнительно-сопоставительного подхода дает возможность расширить проблемно-тематические аллюзии раннего шолоховского текста и иначе взглянуть на «хрестоматийный» донской текст писателя. Именно ранний рассказ «Родинка», сам по себе «ученический», схематичный и тенденциозный, стал для Шолохова той точкой отсчета, откуда в его малой и большой эпике появились христианско-религиозные мотивы, образы, символы, позволившие ему в дальнейшем передать глубокий трагизм событий братоубийственной гражданской войны. Подчеркивается роль рассказа «Родинка» не в плане его художественной зрелости, но значимости для формирования творческого мировоззрения русского советского классика, лауреата Нобелевской премии.
Ключевые слова: советская литература, М. Шолохов, «Родинка», проблемы критической рецепции, истоки и эволюция
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
Литература
- Адамович Г.В. Шолохов // Новое русское слово. Нью-Йорк, 1933. 10 сентября. C. 3.
- Абашева Д.В. Поэтика народной культуры в «Донских рассказах» М. Шолохова // Преподаватель ХХI век. 2016. № 1. С. 416–423.
- Бакалова З.Н. Гражданская война в рассказе М. Шолохова «Родинка»: пафос рассказа и его языковая репрезентация // Балтийский гуманитарный журнал. Серия: Филологические науки. 2015. № 1 (10). С. 12–14.
- Бондарева М.И. Сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова «Родинка» и «Семейный человек» (2021). URL: https://urok.1sept.ru/articles/630521
- Богданова О.В., Баранова Т.Н. Религиозные мотивы в советской прозе М. Шолохова (рассказ «Семейный человек») // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 4. С. 189–206.
- Васильев А.И. Фразеологический словарь языка М.А. Шолохова. Т. I, II. Стерлитамак: Фобос, 2015, 2019.
- Галкин А.Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и Книга Иова. URL: http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/sudba.shtml
- Глушков Н.И. Национальная совесть М.А. Шолохова в расколотом зеркале литературной критики сегодня // Шолоховские чтения. Творчество писателя в национальной культуре России: сб. ст. Ростов н/Д: Росиздат, 2000. С. 129–132.
- Дырдин А.А. Жанр притчи в идейно-художественном мире Михаила Шолохова // Творческое наследие М.А. Шолохова в начале XXI века. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 98–112.
- Дырдин А.А. Свобода воли как лейтмотив прозы М.А. Шолохова // Филологический класс. 2013. № 1 (31). С. 18–23.
- Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб.: Академический проект, 2000. 441 с.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы // Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 346–349.
- Комирная Н.Ю. Художественная концепция судьбы в «Донских рассказах» М.А. Шолохова: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2005.
- Крылова М.Н. Выражение языковой личности М.А. Шолохова посредством сравнительных конструкций (на материале «Донских рассказов») // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 166–169.
- Лежнев И.Г. Михаил Шолохов. М.: Советский писатель, 1948. 519 с.
- Маслова И.Б., Рудыкина И.Б. Функциональная семантика обращений в «Донских рассказах» М. Шолохова // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2007. № 1. С. 30–35.
- Муравьева Н.М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тамбов, 2007.
- Олина М.О., Звягинцева С.М. Революция и сердце ребенка («Донские рассказы» М.А. Шолохова) // Филологический класс. 2005. № 14. С. 65–68.
- Петелин В.В. Критики и литературоведы о «Донских рассказах» (2012). URL: http://sholohov.lit-info.ru/sholohov/kritika/petelin-o-donskih-rasskazah.htm
- Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2008. 52 с.
- Семанов С.Н. Православный «Тихий Дон». М.: Наш современник, 1999. 142 с.
- Семенова С. «Донские рассказы»: от поэтики к миропониманию // Новое о Михаиле Шолохове: исследования и материалы. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 207–281.
- Стюфляева Н.В. Идея соборности и ее художественное воплощение в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Елец, 2004. 19 с.
- Чалова А.П. Система христианских мотивов в художественном мире «Тихого Дона» М.А. Шолохова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Сургут, 2007. 21 с.
- Шолохов М.А. Полное собрание сочинений: в 8 т. М.: Худож. лит., 1969. Т. 7. 415 с.
- Шолоховская энциклопедия / гл. ред. Ю.А. Дворяшин. М.: Синергия, 2012. 1215 с.
- Юдин В.А. Православно-христианский аспект эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Журналистика: информационное пространство. 2002. № 1. С. 125–128.