Ахмедова Зарипат Абдуллаевна,
научный сотрудник
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
e-mail: zaripat.akhmedova.63@internet.ru
https://orcid.org/0009-0005-5850-0053
В статье рассмотрены феномен детской поэзии кумыкского поэта Анвара Аджиева (1914–1991) и роль иллюстрации в раскрытии сюжета литературного произведения. В приобщении детей к национально-культурной традиции существенное значение имеют текст и его художественное оформление. Это актуально для поэтического произведения, поскольку метроритмические, рифмические, строфические приоритеты поэзии, использование лирического героя-ребенка или сказочного персонажа, а также визуальное его изображение раскрывают игровую концепцию произведения для детей. Основа поэзии и живописи для детей — гуманизм, связанный с изображением положительного героя и борьбы со всеми негативными явлениями. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что поэт основывается в своем творчестве на знании психологии детей. Взаимодействие литературы и живописи, визуального и словесного мира в иллюстрациях особенно важно, когда речь идет о поэзии для детей. Детская поэзия в творчестве кумыкского поэта XX в. Анвара Аджиева, имеющая воспитательное значение, отражает актуальные темы и образы, доступное для детей художественное слово, красочный, национально-самобытный духовный облик дагестанского общества XX в. В этом процессе особую роль играет не только текст, но и образы, созданные художником. Связь поэтического текста поэта и сюжета, переданного художником через изображение фигур людей, их жестов, поведения, за которыми угадываются поступки человека, играют важную роль в формировании личности ребенка с раннего периода его развития.
Ключевые слова: Анвар Аджиев, Азамат Надиров, кумыкская детская поэзия, взаимодействие поэзии и живописи
Литература
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 2. 768 с.
2. Бобринская Е.А. Поэзия и живопись в русском авангарде // Энциклопедия русского авангарда / под ред. А.Д. Сарабьянова. М.: RA: Global Expert & Service Team, 2013. 816 с.
3. Маяковский В.В. О новейшей русской поэзии // Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Гос. изд-во худож. лит, 1955–1961. Т. 1. С. 365–366.
4. Маяковский В.В. Как делать стихи // Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955–1961. Т. 12. С. 81–117.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
6. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 462 с.
7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.
8. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: URSS, 2010. 211 c.
9. Левидов A.M. Автор — образ — читатель. Л.: Ленинградский ун-т, 1977. 360 с.
10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
11. Бартель В.В. Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2002.
12. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993. 242 с.
13. Ковалева Т.В. Эволюция русской поэзии для детей: стихотворческий аспект: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2006. 621 с.
14. Сорокин Ю.А. Взаимодействие реципиента и текста: теория и практика // Функционирование текста в лингвокультурной общности. М., 1978. С. 67–102.
15. Абуков К.И. Продолжение земного пути Анвара Аджиева (к 85-летию со дня рождения») // Избранное / А. Аджиев. Махачкала: Новый день, 2001. С. 3–7.
16. Аджиев А. Избранное. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 2008. Т. 2. 488 с.
17. Вернигорова Е.С. Художественная иллюстрация как способ интерпретации литературных текстов // Культурное наследие России. 2015. № 1. С. 46–50.
18. Бородина С.Д., Еманова Ю.Г., Яо М.К. Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход // Филология и культура. 2013. № 4 (34). С. 260–266.
19. Мингазова Л.И. Специфика и уникальность поэзии для детей Роберта Миннулина // Мир науки и мысли. 2023. № 2. С. 60–67.
20. Белинский В.Г. О детских книгах // Собрание сочинений: в 9 т. М.: Худож. лит., 1978. Т. 3. С. 62–63.
21. Аджиев А.А. Болтливая утка: поэма-сказка. Махачкала: Новый день, 2008. 24 с. На кум. яз.
22. Лансере Е. Несколько слов о моей жизни на Кавказе // Творчество. 1936. № 1.