DOI 10.20339/PhS.2-25.072
Курбанова Эминаханум Магомедсаидовна,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
e-mail: emma.kurbanova.70@mail.ru
В статье рассмотрена дагестанская драматургия, представляющая собой уникальный культурный феномен, который сочетает в себе традиционные элементы народного творчества и современные литературные тенденции. Цель настоящего исследования — показать активный поиск даргинскими драматургами новых жанровых форм и средств выразительности, которые отражают общие процессы обновления и модернизации, происходящие в обществе. Период перестройки и последующий распад Советского Союза привели к глубоким трансформациям в культурной сфере. Дагестанские драматурги стремятся сохранить традиционные народные формы и сюжеты, при этом активно интегрируя новые жанровые элементы. В пьесах часто встречаются мотивы народных сказок, легенд и эпоса. Однако драматурги пытаются переосмыслить эти мотивы в контексте современных реалий. Их пьесы не только отражают сложные социальные и культурные процессы, происходящие в Дагестане, но и предлагают глубокое и многогранное осмысление этих процессов через призму жанровых экспериментов и новых форм. Драматурги активно ищут новые формы выражения, что приводит к появлению жанровых гибридов. Можно наблюдать появление пьес, которые сочетают в себе элементы политической и социальной драмы, трагикомедии и комедии.
Ключевые слова: дагестанская драматургия, даргинский театр, трагедия, пьеса, жанровые искания
Литература
1. Акаева Н.Б. Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития, 1930–2008. Махачкала: ДНЦ РАН, 2012. 216 с.
2. Алклычев Д.М. У истоков национального театра: на примере Кумыкского музыкально-драматического театра. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1979. 64 с.
3. Борисова Ю.В. Тема истории в произведениях мордовских драматургов. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2014. 80 с.
4. Вагидов A.M. Историзм и художественные поиски в постсоветских произведениях дагестанских авторов // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии / под ред. Г.Г. Гамзатова. Махачкала: ДНЦ РАН, 2008. С. 277–285.
5. Вагидов А.М. Очерки даргинской литературы 1960–1990-х годов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2013. 357 с.
6. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. 433 с.
7. Горький М. Письмо К. Станиславскому от 29 сентября (12 октября) 1912 г. // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 29: Письма, телеграммы, надписи (1907–1926). М.: ГИХЛ, 1954. С. 259.
8. 3ульфукарова М.И. Традиции, влияния, новаторство. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. 144 с.
9. Курбанова Э.М., Байдарова С.М. Образ женщины-горянки в творчестве Магомед-Расула // Филологические этюды: сб. науч. работ молодых ученых, аспирантов и студентов. 2019. Вып. 7. С. 91–94.
10. Наврузбеков Э.С. Театр, рожденный в горах. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. 171 с.
11. Наврузов Х. Наследники: пьесы. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1987. 303 с.
12. Расулов М.-Р. Абдал: драма // Драматургия Дагестана. 1991. № 1. С. 190–202.
13. Расулов М.-Р. Потерявшая себя: драма // Драматургия Дагестана. 1993. № 2. С. 241–253.
14. Султанова Г.А. Многонациональный театр Дагестана: очерки истории. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1993. 217 с.
15. Султанова Г.А. Дагестанский русский театр драмы им. М. Горького. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. 96 с.
16. Султанова Г.А. Дагестанская драматургия XX века. Махачкала: Алеф, 2020. 451 с.