Корзина пуста.
Войти

Советский мир в поэме Т. Кибирова «Сквозь прощальные слезы» (1987). Часть первая

Е.С. Жилене
80,00 ₽
УДК 821.161.1.02
 

Жилене Екатерина Сергеевна,

кандидат филологических наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный институт культуры;

Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

e-mail: ebibergan@yandex.ru

 

В статье рассмотрены особенности вступления поэта Тимура Кибирова в число участников течения «московский романтический концептуализм» и своеобразие его первой «концептуалистской» поэмы «Сквозь прощальные слезы» (1987). На основе детального анализа поэтики кибировского текста выявлено своеобразие позиции автора и намечена перспектива последующей эволюции художественного мировоззрения входящего в лоно концептуализма поэта. На материале поэмы «Сквозь прощальные слезы» актуализированы вопросы композиционного построения произведения, образно-идейные установки, рассмотрен образ лирического героя (alter ego автора) и обозначена собственно авторская позиция писателя. Цель анализа — определить в контексте уже сложившихся к середине 1980-х гг. практик «старших» концептуалистов специфику образно-мотивных и структурно-композиционных особенностей поэмы Кибирова и показать своеобразие его взгляда на историю, «перестраивающуюся» в тот период. Показано, что, несмотря на традиционное включение поэта в число московских литераторов-концептуалистов, уже изначальная идейно-художественная позиция Кибирова была резко противопоставлена их стратегиям и тактикам. Подчеркнуто, что яркая центонность поэмы «Сквозь прощальные слезы» — не примета солидарности с поэтами-концептуалистами, пересматривающими формы соцреалистического искусства и декларативно деконструирующими его, но стремление молодого поэта говорить со своим собеседником-читателем на знакомом языке, достичь взаимопонимания и поэтически выразительно обнаружить ностальгическую благодарность своему прошлому и уходящей истории родной страны.

Ключевые слова: концептуальная поэзия, Тимур Кибиров, «Сквозь прощальные слезы», советские литературные каноны, аксиология и объективизм

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

 

Литература

  1. Айзенберг М. Власть тьмы кавычек // Знамя. 1997. № 2. С. 214–221.
  2. Архангельский А.Н. У парадного подъезда: литературные и культурные ситуации периода гласности (1987–1990). М.: Сов. писатель, 1991. 330 с.
  3. Бараков В.Н. «Почвенническое» направление в русской поэзии второй половины ХХ века. Вологда: ВГПУ, 2004. 268 с.
  4. Безродный М. Конец цитаты. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. 158 с.
  5. Блок А. «О, весна без конца и без краю…» // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2: 1904–1908. М.: Худож. лит., 1960. С. 272.
  6. Богданова О.В., Жилене Е.С. «Картотека» Льва Рубинштейна: концептуальные практики на границе искусств: монография. СПб.: Алетейя, 2024. 142 с.
  7. Богомолов Н. «Пласт Галича» в поэзии Тимура Кибирова // От Пушкина до Кибирова: статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии / Н. Богомолов. М.: НЛО, 2004. С. 486–508.
  8. Гандлевский С. Сочинения Тимура Кибирова // Сентименты / Т. Кибиров. Белгород: Риск, 1994. С. 5–10.
  9. Гаспаров М. О Т. Кибирове // Тимур Кибиров: честь присуждения Российской национальной премии «Поэт». М.: Время, 2008. 46 с.
  10. Зайцев В.А. Окуджава, Высоцкий, Галич: поэтика, жанры, традиция. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. 101 с.
  11. Зайцев В.А. Русская советская поэзия, 1960–1970-е годы: стилевые поиски и тенденции. М.: МГУ, 1984. 174 с.
  12. Зорин А. «Альманах» — взгляд из зала // Личное дело №: литературно-художественный альманах. М.: Союзтеатр, 1991. 272 с.
  13. Кибиров Т. «Ностальгия в государственных масштабах»: интервью с К. Шавловским // Сеанс. 2008. № 35/36. URL: https://seance.ru/articles/timur-kibirov-nostalgiya-vgosudarstvennyih-masshtabah/.
  14. Кибиров Т. Сквозь прощальные слезы // Время и мы. 1988. № 100. С. 129–148.
  15. Кибиров Т. Кто куда — а я в Россию… М.: Время, 2001. 521 с.
  16. Лейбов Р., Лекманов О., Ступакова Е. «Господь! Прости Советскому Союзу!»: поэма Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы»: опыт чтения. М.: ОГИ, 2020. 448 с.
  17. Ли Т.Г. Поэты-шестидесятники. Авторская песня: мотивы и образы // Academic Research in Educational Sciences. 2022. Vol. 3. Iss. 3. P. 1–6.
  18. Немзер А. Тимур из пушкинской команды // Кто куда — а я в Россию… / Т. Кибиров. М.: Время, 2001. С. 5–28.
  19. Святославский А.В., Богданова О.В. Социалистический реализм: между классицизмом и романтизмом // Вестник РХГА. 2022. № 1. C. 230–243.
  20. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб.: Невский простор, 2001. 416 с.
  21. Тименчик Р. Письмо Аминадаву Дикману, переводящему Тимура Кибирова на иврит // Литературное обозрение. 1998. № 1. С. 29.
  22. Тоддес Е.А. Энтропии вопреки: вокруг стихов Тимура Кибирова // Родник. 1990. № 4. С. 67–71.
  23. Фразеологический словарь современного русского литературного языка: в 2 т. / под ред. А.Н. Тихонова. М.: Флинта: Наука, 2004. Т. 1. 832 с.
  24. Чередниченко Т. Песни Тимура Кибирова // Арион. 1995. № 1 (5). С. 15–27.
  25. Чухонцев О. Имя поэта // Вопросы литературы. 1995. № 6. C. 259–263.