УДК 811.161.1`37
Агафонова Кристина Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, преподаватель
Институт русского языка
Российский университет дружбы народов Патриса Лумумбы
e-mail: agafonovake@yandex.ru
Современная когнитивно-коммуникативная лингвистика изучает, в частности, метасмысл — все то, что не высказывается прямо, а подразумевается в устных и письменных текстах. В круг интересов когнитивной лингвистики входит также проблема понимания и применения скрытых средств речевого воздействия на знания, поведение и чувства участников речевого взаимодействия. Для раскрытия метасмысла применяются исследовательские практики когнитивно-коммуникативного направления в лингвистике. В работе представлены примеры семантико-синонимичных рядов, созданные когнитивными претекстовыми программами (претекст-стимулами) эвфемизации/дисфемизации устной и письменной речи. В исследовании показано также, как процессы эвфемизации и дисфемизации могут влиять на целые тексты, придавая им отрицательную или положительную модальность.
Ключевые слова: когнитивно-коммуникативная лингвистика, эвфемизм, дисфемизм, метасмысл, речевые стратегии и тактики, претекст-стимул, семантико-синонимический ряд, языковое сознание и подсознание.
Литература
1. Гоголь Н.В. Мертвые души. М.: АСТ: Астрель, 2008.
2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Изд-во ЛКИ, 2017. 256 с.
3. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 191–206.
4. Тарасов Е.Ф. Принцип системности при анализе речевых процессов // Вопросы психолингвистики. 2021. № 2 (48). С. 171–178.
5. Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 20.
6. Шляхов В.И. Речевая деятельность в психолингвистике: сценарий русского речевого общения. М.: ЛЕЛАНД, 2018. 198 с.