Корзина пуста.
Войти

The rootless man” in the novels of Sana Valiulina and Pyotr Aleshkovsky

Гарипова Г.Т., Шафранская Э.Ф.
80,00 ₽

УДК 821.161.1-3

DOI 10.20339/PhS.6s-23.124     

 

Гарипова Гульчира Талгатовна,

доктор филологических наук, доцент,

профессор Института гуманитарных наук

Московский городской педагогический университет;

профессор кафедры русской и зарубежной филологии

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

ORCID: 0000-0002-7675-2570

elibrary SPIN: 1926-8676

e-mail: ggaripova2017@yandex.ru  

Шафранская Элеонора Федоровна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор Института гуманитарных наук

Московский городской педагогический университет

ORCID: 0000-0002-4462-5710

elibrary SPIN: 5340-6268

e-mail: shafranskayaef@mail.ru 

 

Рассматривается концептуальная для современной литературы на русском языке проблема «человека неукорененного». Акцентируется внимание на современном идентификационном кризисе явлений, которые связаны с самоидентичностью писателей, моделирующих в своих текстах с биографическими координатами полиэтнический мир. Главный герой этого мира (рефлексирующее alter ego автора) утрачивает родовые корни в силу исторической миграции народов в ХХ в. На материале романов Саны Валиулиной «Не боюсь Синей Бороды» и Петра Алешковского «Рыба. История одной миграции» анализируются мифологические концепты сакрального пространства героя-пришельца, мотив инициации посредством внутренней и/или внешней миграции, экзистенциологемы и онтологемы «встраивания» в другой этнос, семиотика коллективного мирообраза. В работе используются аналитические принципы транскультурного подхода как нового метода в изучении художественной картины мира не только полидомных и полилингвальных писателей, но и русских авторов, стремящихся представить видение русским человеком Другого, его иной культуры, онтологии, но в призме общей истории, в том числе историчности экзистенции (М. Хайдеггер).

Ключевые слова: человек неукорененный, транскультурация, транскультурная литература, Сана Валиулина, Петр Алешковский, герой-пришелец, иной, другой, чужой.

 

Литература

  1. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
  2. Бурханов Р.А., Никулина О.В. Концепция экзистенциалов в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера // Манускрипт. 2018. № 5 (91). C. 65–68.
  3. Тимашева О.В. введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2014. 192 с.
  4. Гарипова Г.Т. Ономастическая транскультуральность в романе Хамида Исмайлова «Мбобо». DOI 10.20339/PhS.6s-22.100 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 6s. С. 100–108.
  5. Бахтикиреева У.М. Творческая билингвальная личность: (особенности русского текста автора тюркского происхождения). Астана: ЦБОиМИ, 2009. 259 с.
  6. Валиулина С. Не боюсь Синей Бороды: роман. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. 603 с.
  7. Гуревич П.С. Идентичность — привилегия человека // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2011. № 2. С. 36–47.
  8. Бибихин В.В. Лес. СПб.: Наука, 2011. 425 с.
  9. Алешковский П. Рыба и другие люди. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. 540 с.
  10.  Народы перед зеркалом: эссе. Статьи. Очерки. М.: Редакция журнала «Дружба народов», 2014. 392 с.
  11.  Шафранская Э.Ф. Современная русская литература: иноэтнокультурная проблематика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2020. 194 с.
  12.  Шафранская Э.Ф., Гарипова Г.Т., Смирнова А.И. Метафоры остановившегося времени в современной литературе. DOI 10.20339/PhS.4-22.132 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 4. С. 132–142.
  13.  Кочеткова Н. «У тебя отопление, стиральная машинка — ты такая счастливая»: Сана Валиулина о татарской семье, советской Эстонии и современной Голландии // Lenta.ru. 2017. URL: https://lenta.ru/articles/2017/08/04/boroda/ (20.08.2023).
  14.  Зайнуллина Г. Сана Валиулина: «Все герои моей книги — жертвы советской тоталитарной системы: интервью. URL: https://realnoevremya.ru/articles/90703-intervyu-s-pisatelem-sanoy-valiulinoy (20.08.2023).