Корзина пуста.
Войти

Influence of the Lermontov tradition on the modern Iranian poet Shafiei Kadkani

М. Яхьяпур, Дж. Карими-Мотаххар, С.В. Шустова
80,00 ₽

УДК 82.091=161.1=222.1

DOI 10.20339/PhS.5-23.063                 

 

Яхьяпур Марзие,

кандидат филологических наук,

профессор кафедры русского языка и литературы

Тегеранский университет (Тегеран, Иран)

ORCID ID: 0000-0001-8195-6909

Scopus ID: 57219025316.

e-mail: myahya@ut.ac.ir

Карими-Мотаххар Джанолах,

кандидат филологических наук,

профессор кафедры русского языка и литературы

Тегеранский университет (Тегеран, Иран)

ORCID: 0000-0002-6072-5797

Scopus ID: 57270830600

e-mail: jkarimi@ut.ac.ir

Шустова Светлана Викторовна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры лингвистики и перевода

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ORCID ID: 0000-0002-8318-7864

Scopus ID: 56028065500

e-mail: lanaschust@mail.ru

 

С давних времен и до сегодняшнего дня природные объекты и явления используются как мифы и символы в русской и персидской литературе. Писатели и поэты обращаются к этой теме либо исходя из своего места происхождения и условий жизни, либо под влиянием литературы других народов. Шафии Кадкани, современный иранский поэт-пейзажист, написал свое стихотворение «Счастливого пути!» под влиянием «Утеса» и «Туч» Лермонтова. Стихи двух поэтов похожи по содержанию и имеют одно и то же послание. У них общий герой — один из природных объектов (пустыня); также способ характеристики имеет общие черты. Как и Лермонтов, Шафии Кадкани подвергает критике свое общество. Но такие символы, как Цветения и Дождь, в конце стихотворения Шафии Кадкани, в отличие от стихов Лермонтова, обещают расцвет свободы, но при этом возникают и нотки сомнения.

Ключевые слова: Михаил Лермонтов, Шафии Кадкани, природные образы (утес, тучки, Гаван/Астрагал, Насим/Ветерок, Пустыня), символ.

 

Литература

  1. Газаллу А. Стихотворение «Гаван» Шафии Кадкани. URL: http://sedayeadab.blogfa.com/post/111 (25.05.2022). Дата публикации: 2011.
  2. Залнеджад Х., Карими А. Изучение символических проявлений природы в стихах Мохаммада Резы Шафии Кадкани // Ежеквартальное издание персидского языка и литературы Мешхедского исламского университета Азад. 2015. № 5. С. 89–119.
  3. Зарринкуб А.-Х. Перспективы новой поэзии. Тегеран: Тус, 1979. 284 с.
  4. Зарринкуб А.-Х. Стихи без лжи, стихи без маски. Тегеран: Елми, 1968. 351 с.
  5. Кошемчук Т. Иносказательные образы М.Ю. Лермонтова: к теме Запада и Востока в стихах поэта. DOI 10.52547/iarll.20.57 // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2022. № 10 (2). С. 57–75.
  6. Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1988.
  7. Мир-Абедини Х. Сто лет художественной прозы в Иране: в 4 т. Т. 1–2. Тегеран: Чешме, 2004.
  8. Моин М. Словарь Моина. 12-е изд. Тегеран: Амир Кабир, 1998. Т. 3.
  9. Назари Гаречомаг М.К., Рахими С.М. Заумь в фольклоре на основе фольклора Торбатаджама // Культура и фольклор. 2021. Т. 9. № 38. С. 183–219.
  10. Хафез Ш.М. Диван Хафеза. Тегеран: Пармис, 2011. 456 с.
  11. Чехов А.П. Письмо Суворину А.С. 27 октября 1888 г., Москва // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1983. Т. 3. С. 45–48.
  12. Чехов А.П. Письмо Суворину А.С. 6 февраля 1891 г., Москва // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1983. Т. 4. С. 174–175.
  13. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 13: Пьесы, 1895–1904. М.: Наука, 1986.
  14. Шафии Кадкани М.Р. Воскресение слов: лекции по теории литературы русских формалистов. 3-е изд. Тегеран: Сохан, 2011. 512 с.
  15. Шафии Кадкани М.Р. На аллеях Нешабура. Тегеран: Тус, 1972.
  16. Юнеси Ростами М.Т., Хадипур Х., Хошечин А. Проявление природы в стихах Мохаммада Резы Шафии Кадкани (М. Серешк) // Персидский язык и литература. 2013. Т. 6. № 19. С. 139–163.
  17. Яхьяпур М. Корни мотива «одиночества» в творчестве М. Лермонтова // Пажухеш забанхае хареджи. Тегеранский университет. 2007. № 34. С. 105–118.