УДК 82.091=161.1=222.1
Яхьяпур Марзие,
кандидат филологических наук,
профессор кафедры русского языка и литературы
Тегеранский университет (Тегеран, Иран)
ORCID ID: 0000-0001-8195-6909
Scopus ID: 57219025316.
e-mail: myahya@ut.ac.ir
Карими-Мотаххар Джанолах,
кандидат филологических наук,
профессор кафедры русского языка и литературы
Тегеранский университет (Тегеран, Иран)
ORCID: 0000-0002-6072-5797
Scopus ID: 57270830600
e-mail: jkarimi@ut.ac.ir
Шустова Светлана Викторовна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры лингвистики и перевода
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ORCID ID: 0000-0002-8318-7864
Scopus ID: 56028065500
e-mail: lanaschust@mail.ru
С давних времен и до сегодняшнего дня природные объекты и явления используются как мифы и символы в русской и персидской литературе. Писатели и поэты обращаются к этой теме либо исходя из своего места происхождения и условий жизни, либо под влиянием литературы других народов. Шафии Кадкани, современный иранский поэт-пейзажист, написал свое стихотворение «Счастливого пути!» под влиянием «Утеса» и «Туч» Лермонтова. Стихи двух поэтов похожи по содержанию и имеют одно и то же послание. У них общий герой — один из природных объектов (пустыня); также способ характеристики имеет общие черты. Как и Лермонтов, Шафии Кадкани подвергает критике свое общество. Но такие символы, как Цветения и Дождь, в конце стихотворения Шафии Кадкани, в отличие от стихов Лермонтова, обещают расцвет свободы, но при этом возникают и нотки сомнения.
Ключевые слова: Михаил Лермонтов, Шафии Кадкани, природные образы (утес, тучки, Гаван/Астрагал, Насим/Ветерок, Пустыня), символ.
Литература
- Газаллу А. Стихотворение «Гаван» Шафии Кадкани. URL: http://sedayeadab.blogfa.com/post/111 (25.05.2022). Дата публикации: 2011.
- Залнеджад Х., Карими А. Изучение символических проявлений природы в стихах Мохаммада Резы Шафии Кадкани // Ежеквартальное издание персидского языка и литературы Мешхедского исламского университета Азад. 2015. № 5. С. 89–119.
- Зарринкуб А.-Х. Перспективы новой поэзии. Тегеран: Тус, 1979. 284 с.
- Зарринкуб А.-Х. Стихи без лжи, стихи без маски. Тегеран: Елми, 1968. 351 с.
- Кошемчук Т. Иносказательные образы М.Ю. Лермонтова: к теме Запада и Востока в стихах поэта. DOI 10.52547/iarll.20.57 // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2022. № 10 (2). С. 57–75.
- Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1988.
- Мир-Абедини Х. Сто лет художественной прозы в Иране: в 4 т. Т. 1–2. Тегеран: Чешме, 2004.
- Моин М. Словарь Моина. 12-е изд. Тегеран: Амир Кабир, 1998. Т. 3.
- Назари Гаречомаг М.К., Рахими С.М. Заумь в фольклоре на основе фольклора Торбатаджама // Культура и фольклор. 2021. Т. 9. № 38. С. 183–219.
- Хафез Ш.М. Диван Хафеза. Тегеран: Пармис, 2011. 456 с.
- Чехов А.П. Письмо Суворину А.С. 27 октября 1888 г., Москва // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1983. Т. 3. С. 45–48.
- Чехов А.П. Письмо Суворину А.С. 6 февраля 1891 г., Москва // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1983. Т. 4. С. 174–175.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 13: Пьесы, 1895–1904. М.: Наука, 1986.
- Шафии Кадкани М.Р. Воскресение слов: лекции по теории литературы русских формалистов. 3-е изд. Тегеран: Сохан, 2011. 512 с.
- Шафии Кадкани М.Р. На аллеях Нешабура. Тегеран: Тус, 1972.
- Юнеси Ростами М.Т., Хадипур Х., Хошечин А. Проявление природы в стихах Мохаммада Резы Шафии Кадкани (М. Серешк) // Персидский язык и литература. 2013. Т. 6. № 19. С. 139–163.
- Яхьяпур М. Корни мотива «одиночества» в творчестве М. Лермонтова // Пажухеш забанхае хареджи. Тегеранский университет. 2007. № 34. С. 105–118.