Корзина пуста.
Войти

The specificity of the way-road motif implementation in domestic urban fantasy

Е.А. Сафрон
80,00 ₽

УДК 81`42:82-9

DOI 10.20339/PhS.5-23.057               

 

Сафрон Елена Александровна,

доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры германской филологии и скандинавистики

Петрозаводский государственный университет

e-mail: 00inane@gmail.com

 

Проанализированы вариации реализации фольклорно-сказочного мотива пути-дороги в современном отечественном фэнтези на примере его городской разновидности, которая характеризуется обязательным наличием принципа двоемирия (мир реальности сосуществует на равных правах с фантастическим миром) и наличием протагониста, подобно романтическому герою, чувствующего трагический разлад с окружающей его действительностью.

Установлено, что мотив пути-дороги оказывается тесно связанным с фольклорно-сказочным мотивом магического бегства: герой отправляется в путешествие по городу, т.к. пытается спастись от преследующих его фантастических существ, жаждущих не только лишить его сверхъестественных способностей, но и убить. Однако в финале, когда протагонист доходит до конечной точки своего пути, он побеждает антагонистов. Сделан вывод о том, что мотив пути-дороги приравнивается к квесту и определяет весь сюжет городского фэнтези: протагонист перемещается по пути, ограниченному пределами урбанистического пространства, который становится для него инициацией, позволяющей самосовершенствоваться как в этическом отношении, так и в плане  сверхъестественных умений. Отмечено, что городское фэнтези можно частично отнести к разновидности приключенческого романа, однако между ними существует принципиальное различие: в приключенческом романе внимание концентрируется на самих приключениях, их наличии, в городском же фэнтези — на трансформации, переживаемой героем в процессе прохождения испытаний.

Ключевые слова: мотив пути-дороги, городское фэнтези, квест, хронотоп, сюжет, двоемирие, фольклорная сказка, географическое приключение, мотив магического бегства.

 

Литература

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
  2. Сафрон Е.А. Поэтика городского фэнтези в русской литературе ХХ — начала ХХI веков: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саранск, 2021.
  3. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XX–XXI вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
  4. Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Петрозаводск, 1986. 199 c.
  5. Кожин П.М. К проблеме происхождения колесного транспорта // Древняя Анатолия. М.: Наука, 1985. С. 169–183.
  6. Осьмухина О.Ю., Князева А.А. Специфика хронотопа трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 2. С. 346–351.
  7. Осьмухина О.Ю., Князева А.А. Специфика воплощения хронотопа рыцарского романа в отечественном фэнтези (на материале романа Макса Фрая «Гнезда химер. Хроники Овётганны») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 3. С. 658–662.
  8. Путило О.О. Художественные функции образа реки в произведениях фэнтези // Известия ВГПУ. 2013. № 9 (84). С. 127–131.
  9. Суркова К.В. Преодоление границы как способ инициации героев цикла «Легенды западного побережья» Урсулы Ле Гуин // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44. № 1. С. 104–111.
  10. Mannolini-Winwood S. Urban fantasy’s monstrous city // The Artifice. 2018. Dec. 2. URL: https://the-artifice.com/urban-fantasy-city/ (09.01.2023).
  11. Ringel F. Bright swords, big cities: Medievalizing fantasy in urban settings // The Year’s Work in Medievalism 10 (1995) / ed. J. Gallant. Holland, Michigan, 2000. P. 174–189.
  12. Ekman S. Urban fantasy: A litterature of the unseen // Journal of the Fantastic in the Arts. 2016. Vol. 27 (3). P. 452–469.
  13. Mendlesohn F.J., James E. A short history of fantasy. London: Middlesex UP, 2009. 296 p.
  14. McLennon L.M. Defining urban fantasy and paranormal romance: Crossing boundaries of genre, media, self and other in new supernatural worlds // Refractory 23 (2014). URL: http://refractory.unimelb.edu.au/2014/06/26/uf-mclennon/" _http://refractory.unimelb.edu.au/2014/06/26/uf-mclennon/_ (10.01.2022).
  15. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Труды по русской и славянской филологии. XI: Литературоведение. Тарту, 1968. C. 5–50.
  16. Даль В.И. Дорога // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М.: Терра, 1995. Т. 1. С. 347.
  17. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003. 544 с.
  18. Дяченко М., Дяченко С. Vita Nostra. М.: Эксмо, 2019. 576 с.
  19. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 335 с.
  20. Сапковский А. Вареник, или Нет золота в Серых Горах // Дорога без возврата: повести, рассказы, эссе / А. Сапковский. М.: АСТ, 1999. С. 408–446.
  21. Лебедев И.В. Проблема жанровой классификации фэнтези как вида приключенческой литературы // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 362–368.
  22. Пропп В.Я. Трансформации волшебных сказок // Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976. С. 153–175.