Корзина пуста.
Войти

Instrumental-operational strategy for the implementation of a cognitive-pragmatic program: cognitive-mental tools (Article 2)

Д.И. Иванов, Д.Л. Лакербай
80,00 ₽

УДК 80(479.25)

DOI https://doi.org/10.20339/PhS.5-23.003  

 

Иванов Дмитрий Игоревич,

кандидат филологических наук, доцент,

профессор Института русского языка

Сианьский университет иностранных языков (Китай)

e-mail: Ivan610@yandex.ru

Лакербай Дмитрий Леонидович,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры отечественной филологии

Ивановский государственный университет

e-mail: lakomotion@yandex.ru

 

В работе предлагается осмысление одного из значимых аспектов оригинальной авторской концепции когнитивно-прагматических программ в контексте теории интенциональности. Исследуется инструментально-операциональная стратегия: когнитивный проект (план действий) субъекта-источника, направленный на успешную реализацию одной/нескольких стратегических целей когнитивно-прагматических программ. Непосредственным объектом рассмотрения в статье является комплекс когнитивно-ментальных инструментов инструментально-операциональной стратегии. Когнитивно-ментальная индексация инструмента-сигнала имеет два основных уровня: базовый и спецификационный. Каждый актуализированный инструмент, кроме базовой индексации («как»), получает тройственную спецификационную индексацию (целевое «как», самоидентификационное «как», результативное «как»). Один и тот же когнитивно-ментальный инструмент при использовании в дискурс-сигналах разной интенциональности может индексироваться по-разному. Исходя из этого по типу доминирующего индекса можно выделить четыре основных типа когнитивно-ментальных инструментов. Первый тип: центральный уровень индексации — «цель»; периферический уровень — «самоидентификация», «результат», «оценка». Второй тип: центральный уровень индексации — «самоидентификация»; периферический уровень — «цель», «результат», «оценка». Третий тип: центральный уровень индексации — «результат»; периферический уровень — «самоидентификация», «цель», «оценка». Четвертый тип: центральный уровень индексации — «оценка»; периферический уровень — «самоидентификация», «результат», «цель». Каждый из когнитивно-ментальных инструментов может занимать в пространстве интенционального дискурс-сигнала одну из двух основных позиций: дискурсо / программообразующую либо корректировочно-уточняющую. Универсальность и одновременно адаптивность теории когнитивно-прагматической программы, применимой в качестве субъектной когнитивно-прагматической матрицы к любой осмысленной и направленной деятельности, позволяет обнаружить программный когнитивно-ментальный инструментарий и в других областях, причем чем «синтетичней» сама исследуемая сфера, тем наглядней должны быть «инструменты».

Ключевые слова: интенциональность, когнитивно-прагматическая программа, когнитивно-ментальный инструмент, когнитивно-ментальная индексация, инструментально-операциональная стратегия.

 

Литература

1. Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Инструментально-операциональная стратегия реализации когнитивно-прагматической программы: общие положения: (статья 1). DOI 10.20339/PhS.4-23.010 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2023. № 4. С. 10–15.

2. Сёрль Дж. Рациональность в действии / пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 336 с.

3. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.

4. Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 400 с.

5. Репина А. Почему русское искусство вторично? // Правое полушарие Интроверта: канал на платформе «Дзен». URL: https://zen.yandex.ru/media/artforintrovert/pochemu-russkoe-iskusstvo-vtorichno-61a633b605bcdb7b6d2f1c07?& (12.01.2022).

6.  Теренкова Н. Перечитала «Горе от ума», я в шоке // Культурология для всех: канал на платформе «Дзен». URL: https://zen.yandex.ru/media/culturology_for_all/perechitala-gore-ot-uma-... (16.01.2022).

7. Теренкова Н. Перечитала «На дне» Горького: жизнь бомжей в ночлежке. Зачем пьеса в школьной программе? // Культурология для всех: канал на платформе «Дзен». URL: https://zen.yandex.ru/media/culturology_for_all/perechitala-na-dne-gorko... (16.01.2022).