Корзина пуста.
Войти

The activities of the Society for the study of literature as a factor in the formation of realism in China

Н.В. Захарова

УДК 061:82(510)

DOI 10.20339/PhS.4-23.163       

 

Захарова Наталья Владимировна,

доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: radaeva2002@gmail.com

 

 

Проанализирована деятельность членов Общества изучения литературы, созданного в 1921 г. и вплоть до середины 1930-х гг. определявшего направление развития китайской литературы. В декларации Общества были отражены взгляды как китайских традиционалистов, отстаивавших принципы конфуцианской литературы, так и тех прогрессивных литераторов, которые ратовали за переход к новым художественным приемам, к которым следует отнести элементы реализма, в частности в «проблемных рассказах» — новом жанре современной китайской литературы. Этот жанр еще не был предметом исследования российских синологов, хотя китайские критики отмечали его роль в формировании современной китайской литературы. Задача определения новации жанра «проблемной прозы решена на примере анализа рассказов Бин Синь и Ван Тунчжао», участников Общества изучения литературы, которые впервые объектом своего внимания сделали неприглядную действительность современного им китайского общества. Герои этих произведений — выходцы из разных социальных слоев, они в разной степени страдают, столкнувшись с жестокостью окружающего их мира, и находят разные способы противостоять ей. В «проблемной прозе» видим совмещение художественного и публицистического стилей, усиление роли автора, жизненную достоверность. В результате исследования сделан вывод о том, что постепенное накопление в прозе новых художественных элементов способствовало в дальнейшем усилению реалистических компонентов в повествованиях китайских писателей.

Ключевые слова: современная китайская литература, Общество изучения литературы, «проблемные рассказы», социальная проза.

 

Литература

  1. Цай Юаньпэй. Вэньсюэ яньцзюхуэй сюаньянь [Декларация Общества изучения литературы]. URL: https://wenku.baidu.com/view/b44ea8a3824d2b160b4e767f5acfa1c7ab008232.ht... (06.01.2023).
  2. Сорокин В.Ф. Литература нового Китая // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 2006. Т. 3.
  3. Вэнь Жумэй. Оучжоу сяньшичжуи чуаньжу юй «усы» [Проникновение европейского реализма и Движение 4 мая] // Чжунго шэхуэй кэсюэ. 1986. № 3. URL: http://xueshu.baidu.com/s?wd=paperuri%3A%28a82d6d9f822a377cc27fa9675e32 (21.09.2022).
  4. Чжан Юй. Сяньшичжуи цзай 20 шицзи 20 няньдай дэ Чжунго вэньтай [Реализм на литературной арене Китая в 20-е годы ХХ века] // Вестник Нанкинского педагогического института. 2018. № 3. С. 44–49.
  5. Михайлов А.В. Методы и стили литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 176 с.
  6. Чжоу Цзожэнь. Гуэр цзи [Сирота]. URL: https://xuewen.cnki.net/R2006060050000176.html (21.09.2022).
  7. Семанов В.И. Теория прозы в Китае на рубеже XIX–ХХ веков // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. М., 1964. С. 161–206.
  8. Чжоу Цзожэнь. Жэнь дэ вэньсюэ [Человеческая литература]. URL: https://www.docin.com/p-2603024547.html (21.09.2022).
  9. Вэйци Вэньчжао. Чжэн Чжэньдо чандао «сюэ хэ лэй дэ вэньсюэ» хэ Фэй Цзюэтянь дэ «гэмин дэ вэньсюэ» [О «литературе крови и слез» Чжэн Чжэньдо и «революционной литературе» Фэй Цзюэтяня: сб. ст. Университета Мэйцзи]. 1989. URL: https://www.doc88.com/p-1975679902414.html (21.09.2022).
  10. Вэнь Жумэй. Синь вэньсюэ сяньшичжуи дэ любянь [Трансформации реализма в новой литературе]. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1988. 301 с.
  11. Бин Синь. Сяошо саньвэнь сюаньцзи [Избранные рассказы и эссе]. Пекин: Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ, 1954. 328 с.
  12. Ван Тунчжао. Улыбка. URL: http://ishare.iask.sina.com.cn/f/20979694.html (21.09.2022).

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-28-00110).