Корзина пуста.
Войти

Гарри Поттер и экзистенциальный трансгуманизм в пространстве фанфикшен: жанровый эксперимент Э. Юдковского

Н.С. Шуринова
80,00 ₽

УДК 821.161.1-3

DOI 10.20339/PhS.4-23.151   

 

Шуринова Наталья Сергеевна,

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры теории

и истории мировой литературы

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Южный федеральный университет

e-mail: interjectio@yandex.ru

 

Рассмотрен фанфикшен-роман Э. Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления» с точки зрения реализации в нем различных жанровых стратегий. Текст Юдковского проанализирован как пример использования возможностей сетевого пространства с целью создания дидактического романа, основанного на вселенной романов Дж.К. Роулинг и направленного на популяризацию трансгуманизма и принципов рационального мышления; как постмодернистский роман, построенный на деконструкции «канонического» произведения Роулинг и ключевых элементов жанра фэнтези; как философский экзистенциалистский роман, отображающий авторское мировоззрение. Жанровый эксперимент Юдковского демонстрирует потенциал фанфикшен-текстов, которые воплощают концепцию Р. Барта об активной роли читателя, вовлеченного в творческий процесс: знаменитая история, сочиненная Дж. Роулинг, приобретает в интерпретации Юдковского новые значения. Деконструируя логику фэнтези, автор реализует дидактические задачи, обучая читателя рациональному мышлению, а также размышляет об этике поступка, делая Гарри Поттера супергероем, принципы которого соотносимы с идеями Ж.-П. Сартра и Ф. Ницше. Проект Юдковского, направленный на реабилитацию рационального мышления, в итоге заставляет читателя усомниться в рациональном сознании, которое оказывается способным на разрушительные действия.

Ключевые слова: Гарри Поттер, фанфикшен, Сартр, Ницше, постмодернизм, рациональность.

 

Литература

  1. Барт Р. О смерти автора. URL: http://www.philology.ru/literature1/barthes-94e.htm (20.04.2022).
  2. Raymond E. Harry Potter and the methods of rationality. URL: http://esr.ibiblio.org/?p=2100 (20.04.2022).
  3. Simmons J. What Dante, Tolkien, and Harry Potter fan fiction can teach us about the contemporary quest for immortality. URL: https://www.thepublicdiscourse.com/2015/07/14765/ (20.04.2022).
  4. Sachdev V. A Harry Potter story you haven’t read // Hindustan Times. URL: https://www.hindustantimes.com/brunch/a-harry-potter-story-you-haven-t-r... (20.04.2022).
  5. McCain K. Sensibly organized. Filling in gaps with Harry Potter and the methods of rationality // Prequels, Coquels and Sequels in Contemporary Anglophone Fiction. Routledge, 2018. P. 94–108.
  6. Булдакова Ю.В. Формы авторского присутствия в тексте фан-фикшен: (интернет-публикация романа Э. Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления») // Вестник ТГГПУ. 2016. № 2 (44). С. 211–215.
  7. Булдакова Ю.В. Диалог автора и читателя в тексте произведения фанфикшен // Universum: филология и искусствоведение. 2016. № 9 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-avtora-i-chitatelya-v-tekste-pr... (20.04.2022).
  8. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 1. 592 с.
  9. Юдковский Э. Гарри Поттер и методы рационального мышления. URL: https://hpmor.ru/ (20.04.2022).
  10. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: происхождение образа. М.; СПб., 2005. 242 с.
  11. Лотман Ю.М. Композиция словесного художественного произведения // Структура художественного текста. URL: https://www.ruthenia.ru/lotman/papers/sht/8.html (20.04.2022).
  12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. C. 319–344.
  13. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: АСТ, 2008. 314 с.