Корзина пуста.
Войти

Художественный концепт «семья-дом» в раннем творчестве Чжан Айлин (张爱玲, 1920–1995)

И.А. Мощенко
80,00 ₽

УДК 821.581-3

DOI 10.20339/PhS.4-23.075  

 

Мощенко Ирина Александровна,

кандидат филологических наук, научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: lotvin@mail.ru

 

В работе представлен анализ концепта «семья-дом» (家) в раннем творчестве китайской писательницы Чжан Айлин. Исследование показывает, как менялось содержание данного концепта относительно традиции. Представление о патрилинейной, иерархичной, патриархальной системе и семье как основе миропорядка подвергается переосмыслению в начале XX в. Участники Движения 4 мая подвергают критике старую систему семейного уклада. В произведениях писательниц поколения «новых женщин» Бин Синь и Дин Лин семантическое наполнение концепта «семья-дом» изменяется: происходит переход от образа идеального дома у Бин Синь к образу дома из сновидения и воспоминания у Дин Лин. В произведениях Чжан Айлин концепт «семья-дом» представляет собой перекошенную на одну сторону конструкцию. Он практически не дает бинарных оценочных оппозиций. Кроме противопоставления пары «тепло» — «холод», значения концепта маркированы негативно. Даже если слова в паре имеют противоположные значения, они скорее дополняют друг друга, чем противопоставляются. Объединенные вместе значения концепта «семья-дом» конструируют безнадежную, страшную семейную картину, в которой присутствуют наваждение, призрачность, фиксация, неустойчивость, разочарование, безразличие, моральные увечья, принесение жертв, бремя, усталость, теснота, пустота, бессмысленность.

Kлючевые слова: Чжан Айлин, шанхайская литература, китайская литература 1940-х годов, хайпай, концептуальный анализ, концепт «семья-дом».

 

Литература

1.  Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Литература и методы ее изучения: системно-синергетический подход. М.: Флинта: Наука, 2011. 280 c.

2.  Зусман В.Г. Система «литература» и методы ее изучения. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 1998.

3.  Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе: литература и музыка. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001. 167 с.

4.  Новикова Е.Д. Страх и желание: образ «роковой женщины» в фильмах-нуар 40-х и начала 50-х годов // Артикульт. 2015. № 17 (1). C. 45–54.

5.  Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 982 с.

6.  Шедевры китайской женской прозы середины ХХ века / пер. с кит. Н.Ю. Демидо. М.: Изд-во вост. лит-ры, 2018. 301 c.

7.  Dooling A.D. Women’s literary feminism in twentieth-century China. New York: Palgrave Macmillan, 2005. Р. 65–75.

8.  Harvey S. Women’s place: The absent family of film noir // Women in Film Noir. London: British Film Institute, 1980. P. 35–46.

9.  冰心. «破坏与建设时代»的女学生 // 冰心全集八卷. 第一卷 [Бин Синь. Студентки эпохи разрушения и созидания // Полное собрание сочинений: в 8 т. Фучжоу: Изд-во Хайся вэньи чубаньшэ, 1994. Т. 1. С. 5–11].

10.       古代汉语词典 [Словарь древнекитайского языка. Пекин: Изд-во Шанъу иньшугуань, 1998. 2087 с.].

11.       张爱玲. 第一炉香 // 张爱玲典藏全集.中篇小说:1943年作品 [Чжан Айлин. Благовоние первое // Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1943 г. Харбин: Изд-во Хаэрбинь чубаньшэ, 2003. С. 111–163].

12.       张爱玲. 茉莉香片// 张爱玲典藏全集.中篇小说:1943年作品 [Чжан Айлин. Жасминовый чай // Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1943 г. Харбин: Изд-во Хаэрбинь чубаньшэ, 2003. С. 88–110].

13.       张爱玲. 金锁记 // 张爱玲典藏全集.中篇小说:1943年作品 [Чжан Айлин. Золотые оковы // Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1943 г. Харбин: Изд-во Хаэрбинь чубаньшэ, 2003. С. 1–45].

14.       张爱玲. 倾城之恋 // 张爱玲典藏全集.中篇小说:1943年作品 [Чжан Айлин. Любовь, что разрушает города // Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1943 г. Харбин: Изд-во Хаэрбинь чубаньшэ, 2003. С. 46–87].

15.       张爱玲. 封锁 // 张爱玲典藏全集.中篇小说:1943年作品 [Чжан Айлин. Блокада // Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1943 г. Харбин: Изд-во Хаэрбинь чубаньшэ, 2003. С. 201–212].