УДК 82.091
https://doi.org/10.20339/PhS.3-23.064
Волков Иван Олегович,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Национальный исследовательский Томский государственный
университет
е-mail: wolkoviv@gmail.com
Рассмотрена проблема восприятия И.С. Тургеневым творчества Н. Готорна. Для русского писателя рубеж 1840–1850-х гг. оказался временем кризиса художественной манеры, который был связан с обращением писателя к жанру романа и усложнением типа письма. В то время жанровым синтезом и яркой социально-этической направленностью внимание Тургенева привлек роман Н. Готорна «Дом о семи фронтонах». Познакомившись с романом, он, опираясь на обстоятельства и традиции русского быта, создал повесть «Постоялый двор». Схожесть двух произведений просматривается уже на уровне заглавий, в которых выражена суть стремлений героев и их положения в мире. Кроме общности концептуальных названий, сходство романа и повести проявляется в их экспозициях. Именно первые страницы «Дома о семи фронтонах» послужили Тургеневу творческим материалом и центром оформления драматичной истории постоялого двора. Очевидно сходство и в использовании контрастного описания в изображении прошлого и настоящего дома полковника Пинчена и «усадьбы» Наума Иванова, с помощью которого выстраивается этическая оценка произошедших событий. Непохожими представлены и хозяева этих домов: с одной стороны, аристократ, «именитый и влиятельный господин» с «несгибаемой волей», с другой — скромный возделыватель земли, но умелый и ловкий. Тургенев по-своему повторяет это противопоставление, выводя в качестве главных героев крестьянина, смышленого мужика Акима и практичного и расчетливого мещанина Наума. На первый план у Тургенева и Готорна отчетливо выступает социальное неравенство, перерастающее в этический конфликт, причем оба автора показывают, что различия в положении и статусе героев обратно пропорциональны их личным достоинствам.
Ключевые слова: И.С. Тургенев, Н. Готорн, «Постоялый двор», «Дом о семи фронтонах», «новая манера» письма.
Литература
1. The Athenaeum. 1851. May 24. No. 1230. P. 545–547.
2. The Athenaeum. 1852. December 11. No. 1311. P. 1353–1355.
3. The Athenaeum. 1853. October 22. No. 1356. P. 1253–1254.
4. Деп Т.Я. <Комментарий к письму И.С. Тургенева П.В. Анненкову от 6 (18) ноября 1852 г.> // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.; Письма: в 18 т. / И.С. Тургенев. М.: Наука, 1987. С. 543–544.
5. Анненков П.В. Письма к И.С. Тургеневу: в 2 кн. СПб.: Наука, 2005. Кн. 1. 532 с.
6. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.; Письма: в 18 т. М.: Наука, 1982.
7. Готорн Н. Дом о семи шпилях. Часть первая // Современник. 1852. № 9. С. 3–8.
8. Ж. [Михайлов М.Л.]. Американские поэты и романтики // Современник. 1860. № 10. С. 217–232.
9. Жилякова Э.М., Волков И.О. И.С. Тургенев — читатель романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»: (по материалам родовой библиотеки писателя) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 62. С. 198–225.
10. Черкезова О.В. Кризис авторской манеры И.С. Тургенева на рубеже 1840–1850-х гг. // Феномен творческого кризиса: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. С. 213–235.
11. Коренева М.М. Натаниэль Готорн // История литературы США. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. Т. 3. С. 26–113.
12. Готорн Н. Дом о семи фронтонах: роман; новеллы. Л.: Худож. лит., 1975. 501 с.
13. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.; Сочинения: в 12 т. М.: Наука, 1978–1986.
14. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу (1853) // Русское обозрение. 1894. № 9. С. 5–38.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 21-78-00027).