УДК 81`24
https://doi.org/10.20339/PhS.3-23.003
Вихрова Анастасия Юрьевна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник,
заведующая лабораторией экспериментальной фонетики
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: avikhrova@gmail.com
Лыпкань Татьяна Витальевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка как иностранного
и методики его преподавания
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: lypkan@mail.ru
Федотова Нина Леонидовна,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры русского языка как иностранного
и методики его преподавания
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: fednil@mail.ru
Проведено исследование наличия или отсутствия и-образного перехода между согласным и гласным звуком в 300 слогах. Объектом изучения является интерферентная речь русскоязычных билингвов Германии. Предмет исследования — русские мягкие согласные. Метод изучения материала — инструментальный анализ с помощью компьютерной программы Praat (версия 6.0.26). Материал исследования — фонетически представительный текст. В ходе исследования проанализировано 300 слогов с мягкими согласными, занимающих различные позиции в слове. В результате проведенного исследования в речи детей отсутствие и-образного перехода обнаружено 83 раза (27%), в речи родителей — 32 раза (10%). Отмечено, что у детей проблема возникала в области сонантов, мягких аффрикат в разных позициях. Родители ошибались при реализации сонантов в начале, середине и конце слова, а также губных и переднеязычных согласных в середине слова и некоторых аффрикат. Описанная группа людей (родителей) — это носители русского языка, для которых русский язык является родным с рождения. Очевидно, что постоянное нахождение в немецкоговорящей среде повлияло на устную речь, однако произносительная норма незначительно пострадала от влияния «чужого» языка.
Ключевые слова: гласный и согласный, форманты FI и FII, и-образный переход, русскоязычные билингвы.
Литература
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: СПбГУ, 2000, 160 с.
- Социофонетические методы анализа звучащей речи: учеб. пособие / Т.И. Шевченко, Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина и др. Дубна: Феникс+, 2015. С. 28.
- Тананайко С.О. Акустические характеристики гласных после мягких согласных в условиях интерференции родственных языков (на материале русской речи поляков): автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1993. 15 с.
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. О маркированности признака мягкости русских согласных // Zeitschrift für Phonetik. 1965. Vol. 18. No. 2. S. 119–126.
- Зиндер Л.Р., Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. Акустическая характеристика твердых и мягких согласных в русском языке // Ученые записки ЛГУ. Серия: Филологические науки. 1964. Вып. 69. № 325. С. 28–36.
- Земская Е.А. Язык русского зарубежья: итоги и перспективы исследования // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 114.
- Штерн А.С. Влияние лингвистических факторов на восприятие речи: автореф. дис. … канд. филол. наук. Л.,1981.
- Cтепанова С.В. Фонетические свойства русской речи: реализация и транскрипция: автореф. дис. … канд. филол. наук Л., 1988. 15 с.
- Любимова Н.А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков. Постановка и коррекция. М., 2011. С. 76.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 21-48-04401).