Корзина пуста.
Войти

A few more words about the chronotope of the poem “Requiem” by A.A. Akhmatova

С.А. Хомяков
80,00 Р

 

УДК 82.161.1-1

https://doi.org/10.20339/PhS.2-21.047   

 

Хомяков Сергей Александрович,

кандидат филологических наук, старший преподаватель

Московского медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

e-mail: khomjakov.sergey@mail.ru

 

Рассмотрена специфика художественного времени и пространства поэмы «Реквием» А.А. Ахматовой. Выявлены особенности построения художественного времени и пространства в поэме. При проведении исследования применены текстологический и герменевтический методы. Уникальность хронотопа заключается в соединении лирики и эпоса — двух родов литературы, которые по-своему оперируют временем и пространством, а также в композиционной организации поэмы. Художественное время, становясь частью национальной истории, предстает единым благодаря последовательному сюжету: появляется время нарратора, а художественное пространство разрывает границы изображенного Ленинграда, устанавливая определенную связь с воссоздаваемым в литературе образом Петербурга. Ахматова прорабатывает урбанистическую тему на трех уровнях — историческом, мифологическом и культурном — и создает новый образ города. Идея вертикального пространства указывает на мотивы грехопадения и расплаты за это, а разведенные мосты — это разрыв внутреннего пространства города, поэтому на пересечении форм вертикального и горизонтального пространства открывается бездна. В «Реквиеме» представлено циклическое и линейное время, что создает эффект «застывшего» момента. Ленинград оказывается точкой, в которой соединяются время и пространство в хронотопе «Реквиема», а сама поэма, становясь «ленинградской повестью», являет собой новый жанр, потому что знаковыми оказываются отношения поэта с историей как неким феноменом, явлением. Время становится определяющей категорией в хронотопе «Реквиема», которая стремится к новой форме, потому что в основе поэмы не привычное противопоставление различных форм времени и пространства, несмотря на кажущуюся их оппозицию, а их дополнение, единство. Время становится как бы новой формой пространства — четвертым измерением.

Ключевые слова: поэма, «Реквием», Ахматова, Петербург, время, пространство, хронотоп, лирика, эпос.

 

Литература

1. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998. С. 79.

2. Хомяков С.А. Архитектоника рамочного текста (на примере «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой) // Litera. 2018. № 3. С. 57–68.

3. Хомяков С.А. Специфика художественного пространства в поэтическом сборнике «Вечер» А.А. Ахматовой // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 3. С. 157–166.

4. Кихней Л.Г. Книга «Вечер» Анны Ахматовой сквозь время: Циклические закономерности и текстологические парадоксы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 4. С. 17–30.

5. Бурдина С.В. Знаки мандельштамовского текста в поэме Ахматовой «Реквием» // Вестник научных конференций. 2018. № 8-2. С. 24–27.

6. Ахматова А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1998. Т. 3.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 391.

8. Афанасенко Ю.В. Трагическое звучание поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2016. № 6. С. 33–39.

9. Бурдина С.В. «Реквием» А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. 2003. № 5. С. 148–151.

10. Шалина И.А. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира: тез. докл. и материалы междунар. симпозиума. М., 2000. С. 34–37.

11. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М., 1997.