https://doi.org/10.20339/PhS.5-20.033
Сатанар Марианна Тимофеевна,
заведующая сектором «Олонхо и эпосы народов мира» НИИ Олонхо,
магистр по народно-художественной культуре, соискатель кафедры фольклора и культуры народов северо-востока РФ Института языков и культуры народов северо-востока РФ
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
e-mail: satanar68@mail.ru
Во время смены парадигмы развития науки в сторону формирования иного мировоззрения современной научной картины мира, сопровождающейся как гуманизацией и гуманитиризацией естествознания, так и расширением базисных основ научно-рационального построения гуманитаристики, представляется своевременным анализ эпического локуса главы пантеона предков саха — Юрюнг Айыы Тойона в ракурсе естественнонаучной картины мира. Рассмотрена ключевая значимость упорядочивающего фактора геометрической модели в реконструкции структурного каркаса пантеона божеств, предпринята попытка установления местоположения главы якутского Олимпа. Их дефиниции послужат первым шагом для эффективного использования имеющихся на сегодняшний день фактических материалов, изобилующих разрозненностью информативных данных. Исследование опирается на структурно-семиотический подход Е.М. Мелетинского, концепцию синтеза наук В.С. Степина, отдельные положения по проблемам научной рациональности в гуманитарных науках С.П. Курдюмова, по семиотике геометрической символики в мифах В.Н. Топорова, системный подход М.С. Кагана. Кроме общеизвестных методов фольклористики, применяются методы экстраполяции, эмпатии, герменевтическое толкование. В результате междисциплинарного исследования установлено, что геометрическая модель мироздания якутского миросозерцания представляет собой конструкцию пирамидальной формы и в соответствии с физической теорией единого поля Вселенной локус патриарха Юрюнг Айыы Тойона располагается в верхней части пирамиды, что подтверждается и раскрытием сущности числовой символики данного божества.
Ключевые слова: мифология, олонхо, Юрюнг Айыы Тойон, структура, локус, числа, геометрическая форма, пирамида.
Литература
- Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество / ИМЛИ АН СССР, Венгерская академия наук, Институт литературоведения. М.: Наука, 1977. С. 152–170.
- Иванов В.В. Чет и нечет. Ассиммметрия мозга и знаковых систем. М.: Директ-Медиа, 2010. 311 с.
- Топоров В. Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с.
- Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М.: Лазурь, 1991. 96 с.
- Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2017. 448 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В.П. Большакова. 4-е изд. М.: Академический проспект, 2010. 256 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. 544 с.
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1998. 800 с.
- Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Книжное изд-во, 1979. 484 с.
- Ксенофонтов Г.В. Эллайада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М.: Наука, 1977. 246 с.
- Емельянов Н.В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Айыы Тойона» и «Баай Барыылаах — дух-хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. С. 1–16.
- Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 254 с.
- Габышева Л.Л. Функции числительных в мифопоэтическом тексте (на материале олонхо) // Язык, миф, культура народов Сибири. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. С. 78–92.
- Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение // Духовная культура в жизни этноса: сборник научных статей. Якутск, 1991. С. 5–27.
- Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во Якутского университета, 2002. 104 с.
- Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса. Новосибирск: Наука, 2005. 305 с.
- Каратаев В.О. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соҕотох». Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. 440 с.
- Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М.: Просвещение, 1993. 224 с.
- Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1997. 794 с.
- Ядрихинский П.П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта. Олонхо. Якутск: Сайдам, 2011. 448 с.
- Габышева Л.Л. Сакральные числа в культуре якутов и других тюркских народов // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. С. 23–34.
- Сатанар М.Т., Илларионов В.В. Миропонимание эпической формулы «аҕыс иилээх-саҕалаах аан ийэ дойду» в свете физической теории единого поля // Общественные науки. 2017. № 3. С. 247–256.
- Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
- Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 133–150.
- Мартынов А.В. Исповедимый путь. Философские этюды. М.: Прометей, 1989. 168 с.
- Капра Ф. Дао физики. URL: http://lib.ru/KAPRA/daofiz.txt
- Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991. 304 с.
- Сатанар М.Т., Илларионов В.В. Структурный анализ локуса основ якутского пантеона божеств // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 428–430.
- Линденау Я.И. Описание народов Сибири (перв. пол. XVIII в.). Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1984. 176 с.
- Кочергина В.А. Древнеиндийская философия. Начальный период. Самхиты / пер. с санскрита. М.: Мысль, 1972. 272 с.
- Афанасьев Л.А. Тэрис. Айыы суола. Якутск: Бичик, 2002. 160 с. (на якутском).
- Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии // Язык — миф — культура народов Сибири. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. С. 93–102.
- Ойунский П.А. Нюргун Боотур Стремительный / пер. В. Державина. М.: ИПЦ «ДИК», 2007. 400 с.
- Афанасьев Л.А. Курууппа ойуун көрүүлэрэ. Дьокуускай: Бичик, 1993. 56 с. (на якутском).
- Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / под ред. Н.И. Веселовского. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».