Корзина пуста.
Войти

Формирование билингвальной личности (опыт раннего онтогенеза)

Е.В. Полякова, Л.Н. Анипкина, Н.В. Щенникова.
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.4-20.011

Полякова Елена Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент,
филологический факультет,
кафедра русского языка и методики его преподавания
Российский университет дружбы народов

e-mail: lelya2008-72@mail.ru

 

Анипкина Лада Никитична,

кандидат филологических наук, доцент

кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Российского университета дружбы народов

e-mail: lada-i-dima@mail.ru

Щенникова Нина Викторовна,

кандидат филологических наук,

кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Российского университета дружбы народов

e-mail: ninashenn@gmail.com

 

Рассмотрены проблемы формирования языкового сознания в период раннего онтогенеза. Особое внимание уделено проблемам интерференции. В результате анализа авторы пришли к выводу, что в процессе формирования языкового сознания ребенка создается своя собственная, постоянно меняющаяся индивидуальная языковая система. С одной стороны, существуют определенные закономерности в овладении различными языковыми явлениями, с другой — существуют и различия, связанные со структурой изучаемого языка. Когда ребенок оказывается в ситуации вынужденного двуязычия, языковая интерференция неизбежна на различных языковых уровнях. Авторы проанализировали существующие стратегии при обучении языка и сделали вывод о том, что существование языков как равноправных коммуникативных систем во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от тех усилий, которые прилагают родители в процессе обучения языку. Методы, использованные в настоящем исследовании: наблюдение, фиксация языковых фактов, лингвистическое описание.

Ключевые слова: билингвизм, ранний период онтогенеза, языковая интерференция.

 

Литература

  1. Бахтикиреева У.М. (2009). Трансфер/Transfer // Дружба народов, 12. URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2009/12/ba12.html
  2. Булгарова Б.А., Брагина М.А., Новоселова Н.В., Золотых Е.А. (2017). Теоретико-методологические основы классификации и типологизации билингвизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14. № 3. С. 384—392.
  3. Выготский Л.С. (1984). Детская психология. Т. 4 // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика.
  4. Гвоздёв А.Н. (2007). Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс.
  5. Даль В.И. (2011). Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Дрофа.
  6. Жинкин Н.И. (1958). Механизмы речи. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.
  7. Кларк Е., Кларк Г. (1984). Как маленькие дети употребляют свои высказывания // Психолингвистика: сб. ст. М.: Прогресс.
  8. Леонтьев А.Н. (2010). Лекции по общей психологии. М.: Смысл.
  9. Луговская Е.Г. (2016). К вопросу формирования билингвизма на формирование языковой компетенции в отношении родного (русского) языка в Приднестровье // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания. М., С. 43–51.
  10. Лурия А.Р. (2012). Лекции по общей психологии. СПб.: Питер.
  11. Пиаже Ж. (1994). Речь и мышление ребeнка. М.: Педагогика-Пресс.
  12. Слобин Д. (1984). Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика: сб. ст. М.: Прогресс.
  13. Тарасов Е.Ф. (2013). Языковое сознание: онтология и гносеология: материалы X Международного конгресса международного общества по прикладной психолингвистике. С. 35–38.
  14. Уфимцева Н.В. (2011). Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Институт языкознания РАН.
  15. Ушаков Д.Н. (2005). Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт.
  16. Ушакова Т.Н. (1998). Природные основания речеязыковой способности (анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: формирование и функционирование. М.: Институт языкознания РАН.
  17. Цейтлин С.Н. (2009). Очерки по словообразованию и формированию в детской речи. М.: Знак.
  18. Чуковский К.И. (1955). От двух до пяти. М.: Советский писатель.
  19. Шахнарович А.М. (1990). Языковая способность человека: онтогенетический аспект // Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи), М.: Наука.
  20. Щерба Л.В. (1974). Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука.
  21. Щенникова Н.В. (2016). Влияние рекламных текстов на языковое сознание современного подростка (13–15 лет): Психолингвистический аспект: автореф. дис. … канд. фил. наук. М., С. 28.
  22. Allport A & Wylie G. (1999). Task-switching: Positive and negative priming of task set. In Humphreys J, Duncan J. and Treisman A. (Eds.), Attention, space, and action: Studies in cognitive neuroscience. Oxford: Oxford University Press, P. 273–296.
  23. Costa A., Miozzo M., Caramazza, A. (1999). Lexical Selection in Bilinguals: Do Words in the Bilingual’s Two Lexicons Compete for Selection? Journal of Memory and Language. Vol. 41. Iss. 3. P. 365–397.
  24. Mieszkovska K. (2019). Mieszanie języków to nie pomieszanie z poplątaniem. URL: http://dwujezycznosc.info/?q=pl/ mieszanie-j%C4%99zyk%C3%B3w-nie-pomieszanie-z-popl%C4%85taniem
  25. Skutabb-Kangas T. (1981). Bilingualism or not: The Education of Minorities. Multilingual Matters. London.
  26. Weinreich U. (1979). Languages in Contact: Findings and Problems. New York: Mouton Publishers.
  27. Wroblewska-Pawlak K. (2013). Naturalna dwujęzyczność czyli o dwujęzycznym wychowaniu dzieci. Języki obce w szkole, 01. S. 88–97.