https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.042
Коршунова Евгения Александровна,
кандидат филологических наук, докторант кафедры истории современной русской литературы и современного литературного процесса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: zhenyakorshunova@gmail.com
В рамках этнопоэтики исследована малоизученная проблема сопоставления национального образа мира в русской и украинской литературе на материале репрезентативных для этих литератур художественных текстов И. Франко, Л. Украинки, А.П. Чехова, И.С. Шмелева. Рассмотрены отличия украинской и русской картин мира в XIX и ХХ вв. с помощью сопоставления функционирования важных культурных концептов (культурный концепт Пасхи, концепты Закона и Благодати). Приведенные примеры функционирования актуальных для данной сакрально-культурной традиции категорий (Закона и Благодати, пасхальности) свидетельствуют о том, что украинская культура и литература Нового времени выходят из ментального поля Slavia Orthodoxa и начинают тяготеть к другому ментальному типу — типу европейской западной культуры, ориентированной на эвдемонические ценности. Отмечено, что разрыв родного со вселенским переводит украинскую литературу в совершенно иную культурную парадигму.
Ключевые слова: этнопоэтика, национальный образ, ментальность, культура, пасхальный архетип, картина мира.
Литература
1. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Петрозаводск, 1994. Вып. 1. С. 5–12.
2. Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Русская словесность. М., 1997. С. 306–316.
3. Гацак В.М. Этнопоэтика и традиция. М.: Наука, 2004. 431 c.
4. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995. 287 c.
5. Захаров В.Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Петрозаводск, 1998. Вып. 2. С. 5–31.
6. Шешунова С.В. Национальный образ мира в русской литературе: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Дубна, 2006. 368 c.
7. Люсый А. Дом, квартира, майдан // Вопросы литературы. 2014. № 5. С. 129–155.
8. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004. 559 c.
9. Енциклопедія життя і творчості Івана Франка. URL: https://www.i-franko.name/uk/Verses/ZVershynINyzyn/GalyckiObrazky/Velykden.html (дата обращения: 29.10.2018).
10. Енциклопедія життя і творчості Лесі Українки. URL: https://www.l-ukrainka.name/ru/Verses.html (дата обращения: 29.10.2018).
11. Шмелев И.С. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Богомолье. М.: Русская книга: Известия, 2004. 560 с.
12. Енциклопедія життя і творчості Тараса Шевченка. URL: https://www.t-shevchenko.name/uk/Gallery/Works/1845TryLita/194.html (дата обращения: 29.10.2018).
13. Скиба С. Національний образ світу і художні часово-просторові поезії Лесі Українки // Визвольний шлях. 2000. Кн. 8 (629). С. 48–51.
14. Яструбецька Г. Концепт «Україна» в поезотворчості Василя Стуса // Слово і час. 2004. № 10. С. 37–43.
15. Дурылин С.Н. Рассказы, повести и хроники. СПб.: Владимир Даль, 2014. 863 с.
16. Псалтирь с изъяснением святых отцев и учителей Церкви. Плтава: Мгарский монастырь, 2003. 800 c.