https://doi.org/10.20339/PhS.1-18.084
Наталья Николаевна Примочкина,
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва
e-mail: nprim47@yandex.ru
В статье сопоставляются два рассказа с одинаковым названием «Виноград», созданные И.С. Шмелёвым в 1913 и 1936 г., устанавливается, как изменилось символическое содержание образа винограда в его творчестве до и после революции 1917 г., как из символа цветущей, вечно обновляющейся жизни этот лейтмотивный образ превратился в символ народного горя и слез. Сопоставительный анализ двух произведений позволяет прийти к выводу, что совпадения и переклички между ними неслучайны. Шмелёв сознательно заострил на них внимание, чтобы нагляднее продемонстрировать читателю, что сталось с прежней цветущей жизнью и простыми русскими людьми в результате революции, чтобы вынести беспощадный приговор губителям России — большевикам и не менее строгий — равнодушным и корыстолюбивым европейцам.
Ключевые слова: Два рассказа Шмелёва «Виноград», образ-символ винограда, приговор художника, губители России.
Литература
1. Черников А.П. Проза И.С. Шмелёва: Концепция мира и человека. — Калуга: Калужский областной институт усовершенствования учителей, 1995. 342 с.
2. Шмелёв. Ив. Сочинения: В 8 т. Т. 2. — СПб.: Издательское т-во писателей, 1914.
3. Шмелёв И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. — М.: Русская книга, 1998.