Корзина пуста.
Войти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотека журнала      
"Филологические науки"

Готовится к изданию
во 2-м полугодии 2018 г.

все подробности в разделе
"Книжная полка"

 

Борис Годунов как «первая персона» драматической трилогии А.К. Толстого

В.А. Кошелев
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/PhS.6-17.111

 

Кошелев Вячеслав Анатольевич,

доктор филологических наук, профессор

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.ИЛобачевского

e-mail: viacheslav.koshelev@mail.ru

 

Предмет исследования – система образов драматической трилогии А.К. Толстого, которую сам автор рассматривал как «трилогию “Борис Годунов” в трех самостоятельных пьесах», наиболее значительной из которых («самое лучшее из моих стихотворных и прозаических произведений») стала «средняя» пьеса «Царь Федор Иоаннович». Наиболее важным для проявления авторской идеи стал образ царя Бориса, который, как и в известной драме А.С. Пушкина, оказался центральным для проявления основной идеи об основах российской политической власти. Толстой представил парадоксальную форму проявления зла на властном престоле, когда его носителем становится человек государственного ума, редкого просвещения, благородной и высокой души. Именно он почувствовал необходимость замены принципа «самовластья» принципом «самодержавия», предполагающего не власть ради власти, ничем не ограниченную, а такую форму монархического правления, при которой властитель становится «помазанником Божиим» и гарантом «симфонии» между властью светской и духовной. Но все варианты осуществить на практике такого рода идеал власти терпят крах и демонстрируют трагическую невозможность справедливого правления.

Ключевые слова: «первая персона», идея власти, добро и зло.

 

Литература

  1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 20 т. Т. 7. — СПб.: Наука, 2009.
  2. Толстой А.К. Собр. соч. в 4 т. / Подг. текста и комм. И.Г. Ямпольского. — М.: ГИХЛ, 1963–1964.
  3. Загорский М. Пушкин и театр. — М. – Л., 1940.
  4. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. — М., 1975.
  5. Денисенко С.В. Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. — СПб., 2010.
  6. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Изд. 5-е. — СПб., 1843. Кн. 3. Т. 10.
  7. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. — М., 1994.
  8. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века: Григорий Отрепьев. — Новосибирск, 1987.
  9. Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840–1870 гг. — Л., 1974.
  10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1978. — Т. 1.