https://doi.org/10.20339/PhS.4-17.089
Барковская Нина Владимировна,
доктор филологических наук, профессор,
кафедра литературы и методики ее преподавания института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
e-mail: n_barkovskaya@list.ru
Поэтика новой книги Ирины Глебовой вписывается в тенденцию «постутопического примитивизма» (И. Плеханова). Городское просторечие (сказ) сочетается с гротеском, фантастикой, иронией. Актуальны для книги две жанровые модели: сказка и городской романс, объединяет их общая интонация «причитанья» — элегическая, хотя и с легкой примесью иронии и комизма. Глебова рисует выморочный, «кромешный» мир городской окраины, безликие новостройки, иногда — коммунальные квартиры. Только спасительная сила любви может создать счастливый мирок в масштабах отдельно взятой квартиры. Особенностью городского мира является изображение его как единой и единственной среды обитания для всех: людей, животных, птиц, растений, городской техники, дворовых скульптур. Всё тесно переплетено в таком биоценозе. Можно отметить своеобразное преломление традиций мифологизма начала XX в. Глебова утверждает всеединство разных аспектов бытия и абсолютную ценность любви. Книга интересна как пример преодоления оппозиции элитарной и массовой литературы; тонкое сочетание примитивистской стратегии с изощренной повествовательной техникой (проза, ориентированная на поэзию и музыку) позволяет увидеть в ней преемницу традиций петербургского модернизма начала ХХ в., один из наиболее ярких примеров вполне обозначившейся к середине 2010-х гг. тенденции конструирования смысла и гармонии на основе мира, малоприспособленного для счастья.
Ключевые слова: постфольклор, Ирина Глебова, примитивизм, городской романс, сказка, неомодернизм.
Литература
1. Глебова И. Причитанья северного края. — New York, Ailuros Publishing, 2014. — 181 с.
2. Глебова И. Уши от мертвого Андрюши. Книга сказок и историй. — New York, Ailuros Publishing, 2011. — 340 с.
3. Дубин Б. Книга читателя. Рец. на книгу М. Степановой «Киреевский» // НЛО. — 2012. — № 6 (118). URL: http://www.nlobooks.ru/node/2905 (дата обращения 12.06.2016).
4. Каневский Г. Рец.: Презентация книги Марии Степановой «Киреевский». URL: http://kultinfo.com/novosti/929/ (дата обращения 12.06.2016).
5. Плеханова И.И. Философия жизни в русской литературе XX—XXI: от жизнестроения к витальности. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013.
6. Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым: В 2-х т. / Изд. подгот. Б.Е. Чистова, К.В. Чистов: Отв. ред. А.М. Астахова. — СПб.: Наука, 1997 (Литературные памятники).
7. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Прогресс – Культура, 1995. — С. 259–367.
8. Тростинина М.А. Жестокий романс: жанровые признаки, сюжеты и образы // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика (Межвуз. сб. науч. тр.). Вып. IV. — Саранск, 2003. — С. 197–202.
9. Тюпа В.И. Перформативные истоки лирики / Онтология и поэтика: Теоретические и аналитические аспекты: к 75-летию М.М. Гиршмана. — Siedlice, 2015. — С. 141–168.
10. Шубинский В. Но счастье тоже (Ирина Глебова. Причитанья северного края) // Новый мир. — 2014. — № 12. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/12/16shu.html (дата обращения 12.06.2016).