https://doi.org/10.20339/PhS.4-17.041
Петрова Мария Владимировна,
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры
иностранных языков для факультета журналистики
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: pmascha@yandex.ru
Рассмотрены социокультурные вербальные образы семьи и персонажей ближайшего окружения ребенка в немецком детском стихотворном фольклоре, составляющие основу детской картины мира: членов семьи, сверстников, учителя. Определены стереотипные черты этих образов, варьирующиеся в зависимости от жанра фольклорного произведения. Установлены и проанализированы значимые различия в характере и трактовке ключевых социокультурных образов классического и собственно детского фольклора. Выявлены как описательные характеристики образов, так и аксиологические смыслы, отражающие систему норм, оценок и жизненных ценностей, сложившуюся в сознании немецкого ребенка. Проанализировано, с помощью каких языковых средств осуществляется воплощение этих представлений в фольклорных текстах. Дан обзор архитепических оценочных категорий стихотворного детского фольклора: добро и зло, глупость — мудрость, богатство — бедность.
Ключевые слова: языковая картина мира, детский фольклор, стереотипный образ, субкультура детства, культурно-языковой образ, социокультурный образ, социокультурное пространство, стихотворный детский фольклор, классический детский фольклор, собственно детский фольклор.
Литература
1. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике / пер. с пол. — М.: Индрик, 2005. — 527 с.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
3. Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. — 2007. — № 6.
4. Franz K. Kinderlyrik. Struktur, Rezeption, Didaktik. — München: Fink 1979, 190 s.