Корзина пуста.
Войти

Principles of composition of the novels “Crime and Punishment” by F.M. Dostoevsky and “Doctor Zhivago” by B.L. Pasternak

Н.И. Павлова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.6-16.061    

 

Павлова Наталия Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент,

кафедра русского языка как иностранного

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского.

E-mail: pim60@mail.ru

 

В статье на материале первых двух частей романа «Доктор Живаго» обосновывается тезис о том, что роман является полифоническим. Установлено, что опыт композиционного мышления Достоевского был усвоен Пастернаком и помог ему передать внутреннюю свободу героев романа; показано, что диалог с Достоевским выразился в создании образов героев, ставших символами России того времени.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Б.Л. Пастернак, композиция романа, полифонизм, смена точки зрения на происходящее, сюжетно-композиционное единство эпизодов.

 

Литература

1. Борисова Л.С. Пушкинские традиции в контексте творчества Пастернака: автореф. дис. ... к. филол. н. — Саратов, 2003.

2. Власов А. «Явление Рождества» (А. Блок в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: тема и вариации) // Вопросы литературы. — 2006. — № 6. — С. 87–119.

3. Лейдерман Н.Л. Неявный диалог: «Русский лес» Л. Леонова и «Доктор Живаго» Б. Пастернака. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2001. — 58 с.

4. Малыгина Н.М. Андрей Платонов и Борис Пастернак в московской литературной жизни 1930-х: пересечение судеб, переклички в творчестве. Часть 2 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2015. — № 6. — С. 23–41.

5. Альми И.Л. Традиции Достоевского в поздней прозе Пастернака («Доктор Живаго» в соотнесении с романом «Идиот») / О поэзии и прозе. — СПб.: Семантика С, Скифия, 2002. — С. 520–521.

6. Бондарчук Е.М. Экспозиция в романах Б.Л. Пастернака // Вестник СамГУ. — 2013. — № 5 (106). — С. 100–105.

7. Суханова И.А. Лара Гишар и Дуня Раскольникова // Русская речь. — 2004. — № 5. — С. 29–38.

8. Журавлев А.Н. Толстовская концепция человека и творчество Бориса Пастернака: афтореф. дис. ... к. филол. н. — Н. Новгород, 2004. — 155 c.

9. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» //Дружба народов. — 1990. — № 3. — С. 223–242.

10. Лихачев Д.С. Экология культуры. Прошлое – будущему // Москва. — 1979. — № 7. — С. 173–179.

11. Павлова Н.И. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школе: роль композиции в структуре целостного анализа. автореф. дис. ... к. филол. н. — Саратов, 2004.

12. Тороп П.Х. Перевоплощение персонажей в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». — Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 1993. — С. 148–160.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. — М.: Худ. лит., 1972. — 472 с.

14. Свительский В.А. Композиционное мышление и авторская оценка в романах Достоевского 60—70-х годов // Русская литература 1870—1890-х годов. — Свердловск, 1974. — С. 19–48.

15. Павлова Н.И. Раскольников и Соня: «восстановление погибшего человека друг через друга» // Русская словесность. — 2009. — № 3. — С. 11–26.

16. Словарь иностранных слов (около 10 000 слов). — СПб.: Виктория плюс, 2008. — 816 с.