Корзина пуста.
Войти

Учить языки в зрелом возрасте мешает интеллект

Чем больше усилий участники опыта прикладывали к усвоению азов грамматики искусственного языка, тем хуже все у них получалось. Лингвисты давно заметили, что дети легче схватывают сложную грамматику и многочисленные исключения к правилам в иностранном языке (вроде «иду — шел» в русском или go —went — gone в английском языке), и легко начинают использовать их в речи.

Взрослым грамматика обычно дается тяжело именно потому, что различные психические ресурсы из префронтальной коры мозга брошены на изучение иностранного языка. Вероятно, данный участок мозга заглушает другие, более интуитивные механизмы обучения, считает Эми Финн из Института исследований человеческого мозга при Массачусетском технологическом институте.

Ученый придумала девять двусложных слов на несуществующем языке (вроде «глокой куздры») и разбила их на три «грамматических» категории. Участники эксперимента слушали эти слова примерно 10 минут. Одну группу попросили не заниматься анализом услышанного, но и не отвлекаться совсем. Чтобы их мозг не концентрировался на словах, представителям первой группы во время звучания записи предложили решать кроссворд или нарисовать картинку. Другую же группу попросили определить все слова, которые они смогут расслышать. Далее добровольцы прошли тест на понимание грамматики (морфологии). Им показали три слова. Одно из них участники эксперимента раньше не встречали, но грамматически его легко можно было вписать в одну из трех категорий. И при ответе на вопрос о правильности нового слова, «прилежная» группа сделала гораздо больше ошибок, чем те, кто невнимательно слушал запись

Результаты опытов подтвердили теорию о том, что при обучении иностранному языку задействуется два типа человеческой памяти. Эксплицитная, либо вербальная, где хранятся знания и различные факты, помогает расширять весь словарный запас и запоминать обычные грамматические правила. Имплицитная (то есть процедурная) память, направляющая интуитивные действия людей, которые они совершает, не задумываясь, механически, и отвечает за быстрое применение достаточно сложной грамматики.

Если отдать на освоение языка ресурсы из вербальной памяти, как это обычно случается у взрослых, то она же и не даст легко изъясняться: можно выучить множество слов и правил, но так и не начать говорить на иностранном языке. Чтобы решить эту проблему, Финн предлагает во время прослушивания чужой речи отвлекать префронтальную кору на иные умственные упражнения, либо даже отключать ее при помощи транскраниальной магнитной стимуляции.

INNOVANEWS.RU