Доктор Ахмар Мабуб — уроженец Пакистана, получил степень PhD в Университете штата Индиана (г. Блумингтон, США). В настоящее время является руководителем магистерской программы по прикладной лингвистике в Университете Сиднея (Австралия). Возглавлял секцию преподавателей — неносителей английского языка в международной ассоциации TESOL
E-mail: ahmar.mahboob@sydney.edu.au
В статье акцентируется факт превращения области преподавания английского языка в огромную маркетинговую область, следствием которой является лингвистический империализм, навязывание культурных ценностей и религиозных взглядов Запада. Вместе с тем, автор отмечает определенное сопротивление, проявляющееся в нативизации вариантов английского языка. Кроме того, автор обсуждает проблему преподавателей — носителей и неносителей английского языка в рамках конкуренции на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: глобальный английский язык, носитель языка, преподаватель — неноситель языка, конкуренция, нативизация, аккультурация, стандартный английский язык, варианты английского языка
Литература
1. Amin, N. Negotiating nativism: Minority immigrant women ESL teachers and the native speaker construct. Unpublished doctoral dissertation, University of Toronto. — Toronto, Canada, 2000.
2. Baumgardner, Robert J., Kennedy, Audrey E.H., and Shamim, Fauzia. The Urduization of English in Pakistan / Robert J. Baumgardner (Ed.), The English Language in Pakistan. — Karachi: Oxford University Press, 1993.
3. Dooey, P. and Oliver, R. An investigation into the predictive validity of the IELTS test // Prospect. — 2002. — 17. — P. 36—54.
4. Edge, J. Imperial troopers and servants of the Lord: A vision of TESOL for the 21st century // TESOL Quarterly. — 2003. — 47 (4). — P. 701—708.
5. Gramsci, A. Selections from the prison notebooks / Translated by Q. Hoare & G.N. Smith. — New York: International Publishers, 1971.
6. Kachru, Braj B. (ed.) The other tongue: English across cultures. — Urbana, IL: University of Illinois Press, 1992. — [2nd edition; 1st edition 1982].
7. Karmani, Sohail. English, “Terror”, and Islam // Applied Linguistics. —2005. — 26. — P. 282—287.
8. Karmani, Sohail. TESOL in a Time of Terror: Toward an Islamic Perspective on Applied Linguistics // TESOL Quarterly. — 2005. — P. 738—748.
9. Lambert, W.W., Hodgson, R., Gardner, R.C., and Fillenbaum, S. Evaluational reactions to spoken languages // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1960. — 60. — P. 44—51.
10. Leung, C., Harris, R., and Rampton, B. The idealised native speaker, reified ethnicities, and classroom realities // TESOL Quarterly. — 1997. — 31. — P. 543—560.
11. Mahboob, A. English as an Islamic language // World Englishes — 2009. — 28 (2). — P. 175—189.
12. Mahboob, A. “No English, no future!” Language policy in Pakistan // S. Obeng and B. Hartford (Eds.) Political Independence with Linguistic Servitude: The politics about languages in the developing world. — New York: NOVA Science, 2002.
13. Mahboob, A., Uhrig, K., Newman, K. and Hartford, B. Children of a lesser English: Nonnative English speakers as ESL teachers in English language programs in the United States // L. Kamhi-Stein (Ed.) Learning and Teaching from Experience: Perspectives on Nonnative English-Speaking Professionals. — Ann Arbor: Michigan University Press, 2004.
14. McNamara, T. and Shohamy, E. Language tests and human rights // International Journal of Applied Linguistics. — 2008. — 18. — P. 89—95.
15. Nayar, P. B. Whose English is it? [16 paragraphs] // TESL-EJ [On-line serial] 1994. Retrieved February 14, 2001, from http://www-writing.berkeley.edu/TESL-EJ/ej01/f.1.html
16. Phakiti, A. Predicting NESB international postgraduate students' academic achievement: A structural equation modeling approach // International Journal of Applied Educational Studies. — 2008. — 3 (1). — P. 18—38.
17. Rafael, V. White Love and Other Events in Filipino History. — Duham: Duke University Press, 2000.
18. Rampton, M. B. H. Displacing the “native speaker”: Expertise, affiliation, and inheritance // ELT Journal. — 1990. — 44 (2). — P. 97—101.
19. Robison, R. Truth in Teaching English // M. Wong & S. Canagarajah (Eds.) Christian and Critical English Language Educators in Dialogue: Pedagogical and Ethical Dilemmas. — New York: Routledge, 2009.
20. Spring, J. Education and the rise of the global economy. — London: Lawrence Erlbaum Associates, 1998.
21. Templer B. Ageism in TEFL: Time for concerted action // TESL Reporter. — 2003. — 36 (1). — P. 1—22.