Дырдин Александр Александрович,
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой филологии, издательского дела
и редактирования гуманитарного факультета
Ульяновский государственный технический университет
E-mail: dyrd@mail.ru
На материале романа М. Шолохова «Тихий Дон» анализируется глубинная связь жизни и смерти как важнейших измерений человеческого бытия. Рассмотрены многочисленные преобразования мотива смерти, связь эстетики и философии автора с песенным фольклором и опытом изображения смерти в русской литературе. Концепция неприятия смерти, основана у Шолохова на традициях национального сознания и русской религиозной философии.
Ключевые слова: роман-трагедия «Тихий Дон» М. Шолохова, философия жизни и смерти, национальная мировоззренческая традиция, неприятие смерти.
Литература
1. Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. Т. 5. Работы 1940—1960 гг. — М.: Русские словари, 1997. — 732 с.
2. Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Современные записки. — 1928. — № 36. — С. 274—304. Цит. по: http://lgarmach.narod.ru/litved_tanatos/ lit_tanatos.html (дата обращения 28.03.2014).
3. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М., 1994. — 415 с.
4. Варава В.В. Смерть как проблема нравственной философии (на материале русской философской культуры XIX—XX веков): Автореф. дисс. … д. филос. н. — Тула, 2005. — 40 с.
5. Флоренский П.А. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли. — М.: Правда, 1990. — 446 с.
6. Янкелевич В. Смерть (Пер. с фр). — М.: Издательство Литературного института, 1999. — 448 с.
7. Hansen-Löve. Grundzüge einer Thanatopoetik. Russische Biespile von Puškin bis ?echov Thanatologien, Thanatopoetik, der Tod des Dichters, Dichter des Todes / Wiener Slawistischer Almanach. — Bd. 60. — München; Wien; Bamberg, 2007. — P. 7—78.