Насуева Аида Магомедсаидовна,
аспирант, младший научный сотрудник
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН
e-mail: katz.aerozeppelin@gmail.com
На материале ранних стихотворений А. Блока проанализировано влияние «точки зрения» лирического субъекта на категории времени и пространства в произведениях, составивших впоследствии первый том сочинений поэта. Показано, что ее изменение делает возможным выход лирического героя из интроспективного пространства в реальный окружающий мир. Происходит овеществление пространства, что приводит к трансформации облика лирического героя. Возникают автор-повествователь с присущим ему взглядом от третьего лица, ролевой персонаж, двойники героя. На последних особо сосредоточено внимание, т.к. феномен двойничества в творчестве А. Блока является наиболее ярким доказательством неоднозначности и противоречивости блоковского периода тезы. Кроме того, продемонстрировано, что усложнение пространственно-временной организации стихотворений также обусловлено возникшими модификациями лирического героя. Сделан вывод, что элементы драматического хронотопа, сюжетности, множественности точек зрения способствуют «размыканию» пространства. Кроме того, эта, по терминологии Б.О. Кормана, «многоэлементность лирической системы» выступает как доказательство антиномичности внутреннего мира лирического «я» поэта, его «расщепленности». На основе проведенного анализа доказано, что период тезы у поэта далеко не однопланов: ярко обозначены внутренние противоречия, проступили сомнения в правильности избранного пути, возникла проблема потери ориентиров и нового выбора.
Ключевые слова: А. Блок, точка зрения, двойник, автор, лирический персонаж, ролевой герой, лирический герой, антиномичность, теза, Б.О. Корман
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 24-18-00248, https://rscf.ru/project/24-18-00248/)
Литература
- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 125 c.
- Корман Б.О. Принципы анализа художественного произведения и построение единой системы литературоведческих понятий // Избранные труда по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 235 с.
- Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 1, кн. 1: Стихотворения (1898–1904). М.: Наука, 1997. 638 с.
- Магомедова Д.М. Модель мистериальной биографии в обсуждении кризиса символизма в 1910 году // Шахматовский вестник. Вып. 12. М., 2011. С. 70–79.
- Сугай Л.А. Яд иронии в «Стихах о Прекрасной Даме» // Шахматовский вестник. Вып. 12. М., 2011. С. 98–107.
- Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара: Самарский ун-т, 2001. 132 с.
- Ляхова Е.И. Драматический хронотоп // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1990. С. 10–12.
- Белый А., Блок А. Переписка, 1903–1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2011. 606 с.