Корзина пуста.
Войти

Феноменология духа в «Великой импровизации» А. Мицкевича

В.Х. Гильманов, А.А. Котиленкова
$2.50
УДК 81`42+821.162.1-1
 

Гильманов Владимир Хамитович,

доктор филологических наук, профессор

Институт гуманитарных наук

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

e-mail: VGilmanow@kantiana.ru

Котиленкова Анжела Андреевна,

аспирант Высшей школы коммуникаций и креативных индустрий

Институт гуманитарных наук

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

e-mail: thornus14@gmail.com


 

В работе рассматривается третья часть одного из главных произведений польской литературы XIX в. — поэмы Адама Мицкевича «Дзяды» с учетом религиозного, геополитического и философского контекстов. Выбор третьей части в качестве материала исследования обусловлен тем, что именно она, прежде всего в фрагменте «Великая импровизация», отражает особый характер той феноменологии духа, манифестацией которого стали идеи бунтарского, богоборческого романтизма Мицкевича и его мессианские представления. Особый акцент при этом сделан на монологах главного героя, обращенных к Богу и напитанных богоборческими идеями. Внимание также сосредоточено на концепции социокультурной семиотики Ю.М. Лотмана, в рамках которой можно соотнести одну из самых значимых частей поэмы — «Великую импровизацию» — с магической моделью сакральных практик и представлений. Отмечены важная роль произведения и его мессианско-патриотической проблематики для польской культуры в целом. В ходе анализа оригинального текста сделаны выводы о том, что рассмотренные мессианские и богоборческие мотивы являются смысловым ядром текста, связывая воедино основную идею произведения и его идеологическую направленность.

Ключевые слова: богоборческие мотивы, мессианизм, польская литература, культурный код, Адам Мицкевич

Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» БФУ им. И. Канта

Литература

1. Sławińska I. O rozmowach w III części “Dziadów”. Lublin: Wielogłos, 1957. 442 s.

2. Pigoń S. Formowanie “Dziadów” części drugiej. Rekonstrukcja genetyczna. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawn, 1967. 147 s.

3. Золян С.Т. Юрий Лотман: о смысле, тексте, истории: темы и вариации. М.: ЯСК, 2020. 320 с.

4. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / предисл. С.М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.

5. Uffelmann D. Teleologie Statt Kausalität in Mickiewicz “Dziady” // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1993. No. 39. S. 159–175.

6. Мицкевич А. Книги народа польского и польского пилигримства. М.: Издание В.В. Пашуканиса, 1917. 114 с.

7. Słownik literatury polskiej XIX wieku / J. Lasecka-Zielak, W. Wallenrodyzm, J. Bachórz, A. Kowalczykowa. Wrocław: Ossolineum, 2002, 1112 s.

8. Rzeczycka M., Świerzowska A. W poszukiwaniu duchowej syntezy. Eksperymentalny tekst ezoteryczny z 1921 roku // Teksty Drugie. 2023. No. 4. S. 343–358.

9. Górski K. Mickiewicz: Artyzm i język. Warszawa: Państ. Wydaw. Naukowe, 1977. 546 s.

10. Rothe H. Goethe und die sog. “Grosse Improvisation” im dritten Teil der “Dziady” von Mickiewicz. Der Prince des Poètes und der Herausforder. Köln: Gedenkschriftfür Reinhold Olesch, 1990. 369 s.

11. Przybylski R. Słowo i milczenie Bohatera Polaków: studium o “Dziadach”. Warszawa: Instytut Badań Literackich, 1993. 311 s.

12. Makowiecka Z. Mickiewicz w Collège de France. Warszawa: Państ. inst. Wydaw, 1868. 702 s.

13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. 429 c.

14. Skwarczyńska S. Struktura świata poetyckiegow Dziadach Mickiewicza: studia i szkice literackie. Warszawa: Pax, 1953. 525 s.

15. Piórczyńska N. Filozoficzne konteksty “Improwizacji” Konrada: wizja Boga i problem zła Acta Universitatis Lodziensis // Folia Litteraria Polonica. 2010. No. 13. S. 115–133.

16. Kleiner J. Mickiewicz. Lublin: Tow. Nauk. Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1998. 286 s.