Корзина пуста.
Войти

Apophatic formulas of Russian folklore: Images of death in a poem by S.A. Yesenin “The Blue Coat. Blue eyes...”

М.А. Дударева
$2.50
УДК 81`4:821.161.1-1
 

Дударева Марианна Андреевна,

кандидат филологических наук, доктор культурологии,

профессор кафедры общей и славянской филологии

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство);

доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;

заведующая отделом литературоведения и межкультурной коммуникации журнала «Невечерний свет» (г. Санкт-Петербург)

e-mail: marianna.galieva@yandex.ru

 

Статья посвящена проблеме апофатики русской культуры, фольклора и литературы. Материалом исследования является позднее предсмертное короткое стихотворение С. Есенина «Голубая кофта. Синие глаза…» (1925), проанализированное с онтогерменевтических позиций: выявлены этосы жизни и смерти, к апофатическому горизонту которых можно приблизиться через фольклорный код произведения. Поэт хорошо знал фольклорную традицию, изучая народное творчество по сборникам этнографов и фольклористов, собирая фольклор, но также вступал в диалог-спор с традицией, что привело к ее трансформации в поэтике. Апофатику мы понимаем как первоэлемент русской культуры, связанный с поисками идеала, «иного царства», которое находим в русской волшебной сказке. Русский фольклор является богатейшим источником апофатических воззрений (формулы типа «иду туда, не знаю куда», «ищу то, не знаю что»), что необходимо учитывать, анализируя творчество русского поэта, инспирированное фольклорной традицией. Проделанный анализ есенинского стихотворения позволяет наметить не только новые подходы к художественному произведению в литературоведении, но и иначе поставить вопрос об изучении апофатики как феномена русской словесной культуры. На этом уровне апофатика художественного космоса культуры выступает не просто в роли самоотрицающего определения, хотя мы непосредственно обращаемся также и к апофатике русского поэтического языка (незримый, неведомый, немыслимый, невечерний), но и в функции онтологической.

Ключевые слова: апофатика, фольклор, традиция, этос, позднее творчество С.А. Есенина

 

Литература

Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 63–88.

Блох М.Я. Концепт и картина мира в философии языка // Пространство и время. 2010. № 1. С. 37–40.

Богатырев П.Г. К вопросу изучения словацких разбойничьих песен. Мотив «Виселица-свадьба» // Функционально-структуральное изучение фольклора: (малоизвестные и неопубликованные работы). М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 163–170.

Бондарев А.П. Эпистемология литературоведения. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 451 с.

Буллер А. Тема смерти в философии, истории и литературе. СПб.: Алетейя, 2019. 190 с.

Варава В.В. «Дедукция» разума и «индукция» сердца (о жизни и смерти в русской философской культуре) // Вестник Воронежского государственного университета. 2010. № 2 (4). С. 5–16.

Варава В.В. Философская танатология или апофатическая философия? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. № 2 (145). Вып. 23. С. 112–117.

Виноградова Л.Н. Сообщение об абсурдных событиях как способ отгона нечистой силы // In Umbra: демонология как семиотическая система: альманах. М.: РГГУ, 2018. № 7. С. 187–204.

Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

Грачев В.И. Культурфеномен апофатики «Диалектики мифа» А.Ф. Лосева в контексте топохронно-аксиогенной парадигмы культуры // Культура культуры. 2019. № 3. URL: http://cult-cult.ru/cultures-the-phenomenon-of-apophatic-the-dialectics-... (09.04.2023).

Гуревич П., Спирова Э. Наука в горизонте апофатики // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 6–25.

Давыдова Е.В. Творчество Новалиса в контексте русской литературы XX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2001.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глаголъ, 1995. 378 с.

Дробышев В.Н. Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2016.

Дружинина В.В., Худайкулова Д. Поэтический текст на уроках РКИ // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. Омск, 2018. С. 225–230.

Дударева М.А. Поиски «иного царства» в стихотворении С.А. Есенина «Вижу сон. Дорога черная…»: апофатическая реальность // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 6А. С. 151–156.

Елепова М.Ю. Эстетика В.А. Жуковского в апофатическом контексте // Дискуссия. 2012. № 4 (22). С. 176–178.

Есенин С.А. Собрание сочинений: в 7 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: Наука: Голос, 1995–2001.

Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. С. 275–276.

Костин Е.А. Достоевский против Толстого: русская литература в судьбах России. СПб.: Алетейя, 2019. 640 с.

Крашенинникова Ю.А. Символика цвета в русской свадьбе: синий в свадебных приговорах // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3 (2). С. 107–112.

Логинова М.В. Онтология выразительности в культуре XX века: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Саранск, 2003.

Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель, 1972. 312 с.

Михайлова М.Ю. Семантика невыразимого и средства ее передачи в русском языке: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2017.

Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века. Т. 2: Демонологизация умерших людей. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. 800 с.

Осипова Н. Смех и смерть в русской культурной традиции: истоки и трансформация мотива // Slavica Wratislaviensia. CLXVII. Wrocław, 2018. No. 3838. Р. 23–34.

Раков В.П. Меон и стиль: монография. Иваново; Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т: Центр кризисологических исследований, 2010. 448 с.

Смирнов В.А. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX — начала XX века): Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Бунин: автореф. дис. …д-ра филол. наук. Иваново, 2001. 41 с.

Татаринова О.В. Принципы апофатической поэтики в творчестве А.И. Введенского // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 357–359.

Тульчинский Г.Л. Уроки А. Платонова в осмыслении рационализации социальной жизни // Наследие. 2020. № 1 (16). C. 32–44.

Филин Д.А. Апофатика Платона // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41. С. 42–49.

Франк С.Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии. М.: АСТ, 2007. 512 с.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра: период античной литературы. Л.: Гослитиздат, 1936. 450 с.

Харт Ниббриг Кристиаан Л. Эстетика смерти / пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. 424 с.

Шукуров Д.Л. Дискурсивная практика русского авангарда (проблемы апофатики литературно-художественного стиля) // Вестник ИГЭУ. 2006. Вып. 1. С. 83–87.

Энгстрем М. Апофатика и юродство в современной русской литературе // Journal of Slavic Languages and Literatures. 2010. No. 51. Р. 129–140.