Корзина пуста.
Войти

Genre-typological characteristics of academic discourse and features of their im-plementation in the digital environment

Е.А. Орлов, Н.Н. Романова, Т.П. Скорикова
$2.50
УДК 81`37
 

Орлов Евгений Александрович,

старший преподаватель кафедры русского языка

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

e-mail: orlov_2006@yahoo.com

Романова Нина Навична,

доктор педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой русского языка

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

e-mail: romanova-mgtu@yandex.ru

Скорикова Татьяна Петровна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

e-mail: tpskorikova@mail.ru


 

Представлен обзор наиболее известных трактовок академического дискурса (АКД) в свете междисциплинарной природы данного феномена. Систематизированы конститутивные признаки академического дискурса как институционального, определено его место в типологии дискурсивной деятельности. Рассмотрено соотношение конкурирующих терминологических словосочетаний, в которых добавление к субстантиву «дискурс» вариативных атрибутивов «научный»/«педагогический»/«образовательный»/«академический» дифференцирует семантическое поле номинации и акцентируемые смысловые оттенки. В аспекте лингвопрагматики охарактеризованы стратегия и тактики АКД, соотносимые с последовательностью когнитивных фаз в сознании субъекта дискурсивной академической деятельности. Представлена жанрово-типологическая классификация АКД, иллюстрирующая функционирование письменной и устной (традиционной и интерактивной) форм его реализации. Особое внимание уделено анализу содержательно-конструктивной трансформации конститутивных признаков АКД в цифровой среде. На примере его жанрового состава и прецедентных текстов показаны изменения данных признаков в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации, где под влиянием сетевых технологий утверждаются поликодовые, мультимодальные (мультимедийные) тексты, расширяющие ареал функционирования АКД, повышающие информативную емкость содержания и интерактивность коммуникации (асинхронной и синхронной) в реализующих его жанрово-типологических формах.

Ключевые слова: академический дискурс, конститутивные признаки, цифровая среда, жанрово-типологическая классификация, поликодовый/мультимодальный текст
 

Литература

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

2. Сергеева Ю.С. Конститутивные признаки академического дискурса: цифровые трансформации // Казанский лингвистический журнал. 2020. № 4 (3). С. 361–372.

3. Хомутова Т.Н. Типология дискурса: интегральный подход // Вестник ЮУрГУ. 2014. Т. 11 (2). С. 14–19.

4. Куликова Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. 392 с.

5. Скорикова Т.П., Романова Н.Н., Орлов Е.А. Обучение русскому академическому письму в лингвокоммуникативной подготовке иностранных студентов технического вуза: современные подходы и концептуальные решения // Русский язык за рубежом. 2023. № 4. С. 68–76.

6. Казанцева Е.А., Валиахметова Э.К. Место академического дискурса среди дискурсивных практик в сфере образования и науки // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 1 (87). С. 154–161.

7. Романова Т.В., Винокурова А.С., Маликова Д.А. Когнитивно-дискурсивный анализ новых сфер и жанров коммуникации: монография. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2021. 180 с.

8. Киреева О.Ф., Шарков Ф.И. Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. № 2. С. 45–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tsifrovye-tehnologii-v-professionalnoy-kommunikatsii (03.11.2022).

9. Майлер М. Научный дискурс в цифровую эпоху — некоторые направления развития // Организационная психолингвистика. URL: https://psycholinguistic.ru/elektronii-naychnii-shynal/rybriki/otechestvennaya-i-zarybechnaya-praktika/nauchnyj-diskurs-v-czifrovuyu-epohu-nekotorye-napravleniya-razvitiya/?ysclid=l942182y9s610795717 (11.10.2022). Дата публикации: 30.03.2020.

10. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. моногр. / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012. 328 с.

11. Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ в цифровую эпоху: расширение возможностей: (рецензия на книгу) // Новое литературное обозрение. 2016. № 2 (138). С. 330–337.

12. Омельяненко В.А., Ремчукова Е.Н. Поликодовые тексты в аспекте теории мультимодальности // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 66–78.

13. Ариас А.М. Поликодовый текст: теоретические и прикладные аспекты: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. 126 с.

14. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. Вып. 4 / отв. ред. Ю.И. Александров, В.Д. Соловьев. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. С. 134–152.

15. Kress G.R. Multimodal discourse: The modes and media of contemporary communication. London: Edward Arnold Publ., 2001. 152 p.

16. Kress G. Multimodality: A social semiotic approach to contemporary communication. London: Routledge Publ., 2010. 212 p.

17. Костомаров В.Г. Дисплейный текст как форма сетевого общения // Russian Language Journal. 2010. Iss. 60. P. 141–147.

18. Хутыз И.П. Академический дискурс: культурно специфическая система конструирования и трансляции знаний. М.: Флинта, 2015. 176 с.