УДК 821.161.1
DOI https://doi.org/10.20339/PhS.2.2-24.051
Кибальник Сергей Акимович,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН;
профессор Санкт-Петербургского государственного университета
e-mail: kibalnik007@mail.ru, s.kibalnik@spbu.ru
Цель настоящей работы — критика интерпретации творчества Чехова, основанной на присущих М.М. Бахтину представлениях об одинаковой значимости «голосов» героев и об их равноценности с автором, которые он развивал преимущественно на материале творчества Ф.М. Достоевского. В современном чеховедении она породила практику отрицания определенно заявленной авторской позиции в произведениях Чехова и уравнивание их в этом отношении с постмодернистской литературой, для которой характерна аморфность содержания. На материале разных произведений Чехова продемонстрировано, что пресловутый чеховский «принцип неопределенности» в действительности не имеет под собой никаких оснований. Вопреки утверждениям сторонников бахтинской традиции интерпретации творчества Чехова, не редкость у него и прямое изъявление авторского отношения к героям. Вместе с косвенными способами его проявления чеховский текст в этом отношении скорее даже избыточен, чем недостаточен.
Ключевые слова: Чехов, творчество, интерпретация, авторская позиция, М.М. Бахтин, амбивалентность, постмодернизм, аморфность.
Литература
- Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него // Новое литературное обозрение. 1993. № 2. С. 70–89.
- Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007. 640 с.
- Кибальник С.А. XVII Cимпозиум Международного общества Ф.М. Достоевского в США // Русская литература. 2020. № 1. С. 225–228.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 2017. 640 с.
- Кибальник С.А. Мой «Анти-Бахтин»: (к вопросу о научной интерпретации «фантастического рассказа» Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека») // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2022. Т. 81. № 1. С. 65–73.
- Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005. 400 с.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М., 1983–1988.
- Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. Изд. 2-е. М., 2003. 218 с.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М., 1974–1983.
- Кибальник С.А. «Литература, которая учит, как бежать из тюрьмы»: доктора в прозе Чехова 1890-х годов // Русская литература. 2024. № 2. В печати.
- Собенников А.С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…». Иркутск, 1997. 222 с.
- Кубасов А.В. Художественная амнезия и память в прозе А.П. Чехова: от образа болезни к духовно-нравственной концепции // Известия ЮФУ. Филологические науки. Литературоведение. 2023. Т. 27. № 2. С. 89–99.
- Тюпа В.И. Функция читателя в чеховском нарративе // Русская литература. 2010. № 3. С. 45–50.
- Богданова О.В. Русская литература начала XIX — начала XX века. Традиция и современные интерпретации. СПб., 2019. 732 с.
- Семкин А.С. Доктора в мире доктора Чехова // Чеховские чтения в Ялте. Симферополь, 2014. С. 111–114.
- Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М., 2010. 274 с.
- Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. 299 с.
- Гоголь Н.В. Миргород. СПб., 2013. 627 с.
- Тюпа В.И. Дискурс / жанр. М., 2013. 211 c.
- Беневоленская Н.П. Историко-культурные предпосылки и философские основы русского литературного постмодернизма. СПб., 2007. 174 с.
- Тургенев И.С. Отцы и дети // Полное собрание сочинений: в 28 т. М.; Л., 1964. С. 193–406.
- Кибальник С.А. Тайнопись русских писателей: от Пушкина до Набокова. СПб., 2022. 432 с.
- Кибальник С.А. Доктор Дорн против писателя Мопассана: (об интертекстуальном подтексте чеховской «Чайки») // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 1. С. 62–72. DOI 10.20339/PhS.1-22.062.
- Большев А.И. Морфология любовной истории. СПб., 2013. 160 с.
- Кибальник С.А. Гипертексты «Анны Карениной» у Чехова // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2023. Т. 28. № 3. С. 28–42.