Корзина пуста.
Войти

The golden section in the Roman epic (based on the material of Statius’ “Thebaid”)

А.В. Котова, Е.В. Васева
$2.50

УДК 81`42:821'124-1

DOI  10.20339/PhS.1-24.046    

 

Котова Анастасия Викторовна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины

e-mail: anastakot@gmail.com

Васева Евгения Витальевна,

ассистент кафедры иностранных языков

Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины

e-mail: supreme.jane@gmail.com

 

Исследования феноменов золотого сечения в поэзии обширны и разноплановы — от просодических единиц стиха до композиционных решений произведения в целом. Предметом рассмотрения в настоящей статье является эпизод аристеи и катабасиса Амфиарая из седьмой книги поэмы «Фиваида» (VII, 690–823). Цель исследования — выявление и анализ взаимосвязи золотой пропорции и композиционных и формообразующих решений. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач: расчет величин интервалов и точек золотого сечения; выявление значимого явления в точках золотого сечения: художественного приема, речи персонажа, апострофа поэта и др.; определение функции золотого сечения и его роли в композиции эпизода. Методологическую базу исследования составляют общенаучные и специальные методы, включая филологический анализ текста и инструментарий математики. Сопровождающий анализ основан на параллельном сопоставлении структуры эпизода, определенной с помощью визуальных приемов, и выявленных точек золотого сечения. Показано, что значимые явления, обнаруженные в точках золотого сечения, представлены такими художественными средствами эпоса, как «эпитафия», каталог жертв, которые выступают в качестве закрывающих приемов повествования. Функции сравнения в структурной организации текста шире: они открывают и (чаще) завершают разделы, определяя границы поэтического абзаца, выделяют точки кульминации. Сделан вывод о том, что закон золотого сечения проявляется в «Фиваиде» с поразительной точностью в соотношениях его отдельных частей, а также частей и целого, в совпадении моментов эмоционального напряжения в точках кульминации, в отборе средств художественной выразительности и их соотнесенности друг с другом. Пропорции золотого сечения поддерживают как зеркальную композицию эпизода, так и его триадическую структуру, иллюстрируя сложность поэтической техники Стация и направляя внимание читателя и слушателя на те места произведения, которым автор придает наиболее важное значение.

Ключевые слова: римский эпос, Стаций, «Фиваида», золотое сечение, аристея, катабасис Амфиарая.

 

Литература

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 799 с.
  2. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 3 / сост. П.М. Аташева и Н.И. Клейман. М.: Искусство, 1964. 672 с.
  3. Ракитин В.И., Первушин В.Е. Практическое руководство по методам вычислений c приложением программ для персональных компьютеров. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.
  4. Zeising A. Neue lehre von den proportionen des menschlichen körpers, aus einem bisher unerkannt gebliebenen, die ganze natur und kunst durchdringenden morphologischen grundgesetze entwickelt und mit einer volständigen historischen uebersicht der bisherigen systeme begleitet. Leipzig: R. Weigel, 1854. 492 s.
  5. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке // Гармония и симметрия: язык, поэзия, гармония, симметрия глазами ученых, уроки симметрии / К.Э. Штайн, Д.И. Петренко. Ставрополь; Ростов н/Д.: Книга, 2015. С. 382–406.
  6. Григорьев Ю.А., Мартыненко Г.Я. Типология последовательностей Фибоначчи: теория и приложения: введение в математику гармонии. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 298 с.
  7. Церетели Г.В. Метр и ритм в поэме Руставели и вопросы сравнительной версификации // Контекст: литературно-теоретические исследования. 1974. Т. 1973. С. 114–137.
  8. Gordon D. From Cheop’s pyramid to homer and pound: The Golden Caesura // Paideuma: Modern and Contemporary Poetry and Poetics. 1991. Vol. 20. No. 1-2. P. 107–111.
  9. Zarker J.W. Catullus 18–20 // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1962. Vol. 93. P. 502–522.
  10. Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / cост. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 2000. 621 с.
  11. Duckworth G.E. Mathematical Symmetry in Vergil’s Aeneid // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1960. Vol. 91. P. 184–220.
  12. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990. 238 с.
  13. Абрамов М.А. Структурно-статистический анализ паттернов золотого сечения и зеркальной симметрии в стихотворениях А.С. Пушкина: (опыт квантитативной культурологии): автореф. дис. … канд. культурологии. Саратов, 1999.
  14. Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. Склад. Ткань. Фактура. Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2006. 645 с.
  15. Сонин А.С. Постижение совершенства: симметрия, асимметрия, диcсимметрия, антисимметрия. 2-е изд., испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2014. 208 с.
  16. Котова А.В. Сравнения в речи повествователя и персонажей как традиционные элементы стиля эпического текста (на материале «Энеиды» Вергилия) // Studia Litterarum. 2022. Т. 7. № 3. С. 84–109. DOI 10.22455/2500-4247-2022-7-3-84-109.
  17. Dewar M. Statius, Thebaid IX. Oxford: Oxford University Press, 1991. XLIX, 232 p.
  18. Smolenaars J.J.L. Statius. Thebaid VII: A сommentary. Leiden; New York; Cologne: Brill, 1994. XLII, 462 p.
  19. Simms R. Anticipation and Anachrony in Statius’ Thebaid. London: Bloomsbury Academic, 2020. 208 p.
  20. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. 534 с.
  21. Hall J.B., Ritchie A.L., Edwards M.J.P. Papinius Statius. Thebaid and Achilleid. Vol. I: Text and Critical Apparatus. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2007. XXXVIII, 441 p.
  22. Jäger N. Amphiaraus: Ritual und Schwelle in Statius’ “Thebais”. Berlin; Boston: De Gruyter, 2020. IX, 262 s.
  23. Williams G. Technique and Ideas in the Aeneid. New Haven: Yale University Press, 1983. X, 301 p.
  24. Smith B.H. Poetic closure: A study of how poems end. Chicago: University of Chicago Press, 1968. XVI, 289 p.
  25. Zissos A. Closure and segmentation: Endings, medial proems, book divisions // Structures of Epic Poetry. Vol. I: Foundations / eds. Ch. Reitz, S. Finkmann. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2019. P. 531–564.
  26. Lozano A.L. Los símiles en la Tebaida de Estacio // Habis. 1986. No. 17. P. 165–184.
  27. Стаций П.П. Фиваида / подгот. текста: С.В. Шервинский и др.; пер. Ю.А. Шичалина; примеч. Е.Ф. Шичалиной. М.: Наука, 1991. 352 с.
  28. Williams G. Change and decline. Roman literature in the early empire. Berkeley: University of California Press, 2021. 354 p.
  29. Raabe H. Plurima mortis imago. Vergleichende Interpretationen zur Bildersprache Vergils. München: Beck, 1974. 263 p.

 

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-28-00178).