Корзина пуста.
Войти

“The sister of music is poetry”: Poems of Russian poets in the romances of S.V. Rachmaninov

В.Н. Терёхина, Н.И. Шубникова-Гусева
$2.50

УДК 821.161.1-1:78

DOI  10.20339/PhS.6-23.116  

 

Терёхина Вера Николаевна,

доктор филологических наук, главный научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

ORCID ID: 0000-0001-8708-9914

e-mail: veter_47@mail.ru

Шубникова-Гусева Наталья Игоревна,

доктор филологических наук, главный научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

ORCID ID: 0000-0003-3753-2935

e-mail: shubnikova-gus@mail.ru

 

В статье рассмотрены шесть из 83 романсов С.В. Рахманинова на стихи известных поэтов Серебряного века: «Сон» Ф. Сологуба, «Крысолов» В. Брюсова, «К ней» А. Белого, «Ау» К. Бальмонта, «Ночью в саду у меня» А. Исаакяна (в переводе А. Блока), «Маргаритки» И. Северянина. Эти романсы, написанные летом 1916 г. в Ивановке, оказались последним обращением Рахманинова к поэтическому слову. В работе большое внимание уделено истории их создания и исполнения, связанной с писательницей М.С. Шагинян и замечательной певицей Н.П. Кошиц. Проанализирована жанровая специфика, особенности слияния поэзии, музыки и вокального искусства. Отмечено, что русские лирики вдохновили музыканта на создание новых приемов музыкальной изобразительности, обогащение звуковой палитры. В музыкальном рисунке романсов Рахманинова вместе с плавной ритмической доминантой проявились заметные паузы, фигуры «пения птиц», акварельных и графических зарисовок цветов. Внимание обращено на малоизвестную историю многолетнего общения Рахманинова с автором слов к романсу «Маргаритки», который признается лучшим в рассматриваемом сочинении. Приведены письма Северянина Рахманинову, а также текст и обстоятельства создания стихотворения «Все они говорят об одном…» (1927) с посвящением: «Сергею Васильевичу Рахманинову».

Ключевые слова: С. Рахманинов, К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, И. Северянин, Ф. Сологуб, музыка, лирика, романс.

 

Литература

  1. Александров А.Н. Мои встречи с С.В. Рахманиновым // Воспоминания о Рахманинове. М., 1967. Т. 2. С. 179–182.
  2. Блок А. «Без божества, без вдохновенья…» // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. С. 174–184.

3. Васина-Гроссман В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973. С. 97–136.

4. Трубникова А.А. Сергей Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., примеч. и предисл. З. Апетян. 3-е изд. М., 1967. Т. 2.

5. Гервер Л.Л. Поэзия романсового творчества Рахманинова // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: материалы науч. конф., 31 октября — 2 ноября 2006 г. / РАМ им. Гнесиных; сост. Л.С. Дьячкова. М., 2008. С. 118–145.

6. Епишева О.В. О некоторых музыкальных жанровых формах в поэзии символистов // Малые жанры: теория и история. Иваново, 2003. С. 160–169.

7. Епишева О.В. Музыка в лирике К.Д. Бальмонта: автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2006.

8. Камалова А.А. Когнитивное пространство русского романса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. Калининград, 2019. С. 107–115.

9. Малыгина Н.М. Андрей Платонов: поэтика «возращения». М.: Теис, 2005. 333 с.

10. Никкарева Е.В. Литературный романс и баллада: проблема разграничения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2014. № 2. С. 249–252.

11. Рахманинов С. Литературное наследие: в 3 т. / сост., вступ. ст., коммент. З. Апетян. Т. 3: Письма. М., 1980. С. 406, 420–421.

12. Рубанович С. Поэт эксцессер // Игорь Северянин. Царственный паяц: автобиографические материалы, письма, критика. СПб.: Росток, 2005. С. 335–348.

13. Северянин И. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / подгот. текста В. Терёхиной, Н. Шубниковой-Гусевой. М.: Наука, 2004. 870 с. (Лит. памятники).

14. Игорь Северянин. Царственный паяц: автобиографические материалы, письма, критика / сост., вступ. ст. и коммент. В.Н. Терёхиной, Н.И. Шубниковой-Гусевой. СПб.: Росток, 2005. 640 с.

15. Скачкова Н.В. О некоторых приемах изобразительности в пейзажных романсах С. Рахманинова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2013. № 3 (29). С. 26–29.

16. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1983. 160 с.

17. Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. За струнной изгородью лиры: научная биография Игоря Северянина. М., 2015. 671 с.

18. Чуковский К. Футуристы // Собрание сочинений: в 8 т. М., 1969. Т. 6. С. 205.

19. Шагинян М. Воспоминания о Сергее Васильевиче Рахманинове // Собрание сочинений: в 9 т. М., 1975. Т. 9. С. 371–374.

20. Шубникова-Гусева Н.И. «Орнамент — это музыка»: к вопросу об источниках статьи С.А. Есенина «Ключи Марии» // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 4. С. 137–146.

21. Эстонский литературный музей. Архив И. Северянина. Ф. 216. М 2: 11; М 3: 11.