УДК 81`42+82-1
Джусупов Нурсултан Маханбет улы,
доктор филологических наук,
доцент кафедры лингвистики и английской литературы
Узбекский государственный университет мировых языков
(Ташкент, Узбекистан)
e-mail: nursultan79@mail.ru
Проводится когнитивно-стилистический анализ выдвижения окказиональных слов как средств лексической девиации, представленных в тексте поэтического произведения “First Day at School” («Первый день в школе») современного английского поэта Р. Макгафа. В соответствии с разработанной комплексной методикой анализа средств выдвижения примеры окказионализмов в тексте отражают процессы, происходящие как на его поверхностном уровне, так и на глубинном (когнитивном). В связи с этим окказионализмы рассматриваются сквозь призму взаимосвязанности их внешних аттрактивных и глубинных концептуальных признаков, которые способствуют отражению когнитивно-стилистической специфики процесса выдвижения. Окказионализмы служат убедительным подтверждением тому, что индивидуально-авторская специфика лексической девиации реализуется на основе взаимодействия и взаимодополняемости выражения нестандартной внешней языковой формы и активизации когнитивных процессов и механизмов. Результаты анализа свидетельствуют о том, что лексические девиации (окказионализмы), как наиболее емкие и эффективные средства выдвижения, обусловлены заложенными в основе их формирования когнитивными принципами и разнообразным по характеру проецированием ментальных пространств, что во многом определяет широту и глубину репрезентации когнитивных структур и их роль в обеспечении аттрактивной специфики процесса выдвижения в целом.
Ключевые слова: когнитивно-стилистический анализ, выдвижение, лексическая девиация, окказионализм, поэтический текст, аттракторы, восприятие, когнитивный процесс, структура знания, функции.
Литература
- Levin S.R. Internal and external deviation in poetry // Word. 1965. No. 21. P. 225–237.
- Leech G.N. A linguistic guide to English poetry. London; New York: Longman, 1969. 237 p.
- Leech G. Language in literature: style and foregrounding. Harlow, England; New York: Pearson: Longman Education, 2008. 240 p.
- Van Peer W. Stylistics and psychology: investigations of foregrounding. London: Croom Helm, 1986. 220 p.
- Short M. Exploring the language of poems, plays and prose. London: Routledge, 1996. 416 p.
- Douthwaite J. Towards a linguistic theory of foregrounding. Alessandria: Edizioni dell’Orso, 2000. 404 p.
- Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учеб. 5-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Джусупов Н.М. Концентрация средств выдвижения в поэтическом тексте // Вестник РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. T. 9. № 2. С. 379–387.
- Ashurova D.U., Galieva M.R. Cognitive Linguistics. Tashkent: VneshInvestProm, 2018. 260 p.
- Радбиль Т.Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. М.: Флинта, 2012. 322 с.
- Джусупов Н.М. Когнитивная стилистика: теория и практика стратегии выдвижения в художественном тексте. Ташкент: VneshInvestProm, 2019. 464 с.
- McGough R. Collected Poems. London: Penguin, 2004. 432 p.
- Молчанова Г.Г. Английский как неродной: текст, стиль, культура, коммуникация. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 384 с.